fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть





О боевых традициях наших предков свидетельствуют народные танцы обряды, былины, а так же греческие, римские, византийские, арабские и русские историки. В конце VI начале VII века в Византии появился трактат «Стратегикон», ставший кратким военным справочником и руководством для византийской армии. До нового времени авторство приписывалось византийскому императору Маврикию, и только сегодня историки пришли к выводу, что это сочинение принадлежит перу неизвестного автора писавшего о славянах:
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену, они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их: и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этою уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде».

«Славяне, уступая Риму и Византии в вооружении и строевом умении, превосходили их в мастерстве маневра, использовании условий местности, в гибкости тактики, в оперативной разведке и внезапных нападениях. Они достаточно успешно воевали и с пешим войском империи, и с конницей. Славяне научились брать неприступные крепости, применяя военные хитрости».

Автор отмечал силу древнерусского воинства, особенно при проведении оборонительных операций.

Чуть позже деятельную наступательную стратегию разработал и использовал русский князь Святослав. Он первым из русских полководцев применил простую для восприятия командира и воина идею: «Бить врага на его территории».

Славяне уважали данную им Богом силу и не разбрасывались ей понапрасну, вот что они ответили правителю могущественного «Аварского каганата»:
«Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли владеть, и в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи».
Авары не поняли предупреждения и в начале IX века исчезли со страниц истории, а наш язык обогатился пословицей «погибоша аки обре, их же несть племени, ни наследка» (погибли как авары, нет ни племени, ни наследников).

Святослав предупреждал византийского императора Иоанна I Цимисхия, что у него хватит сил и воли поставить русские шатры перед воротами Константинополя, обнести город земляным валом и взять его если не измором, то мечом.

При обороне Доростола перед решающим боем с византийцами, Святослав Игоревич сказал воинам:
«Погибнет слава, сопутница русского оружия без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в Отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою».

С детства русичи обучали мальчиков владению оружием посредством танца, имитирующего боевые движения, так воинское искусство передавалось из поколения в поколение.
Византийский историк Лев Диакон называл наших воинов порождениями дьявола, обучившихся мастерскому владению оружием при помощи «магических плясок».

Перед началом учебы «ветераны-наставники» распределяли учеников в команды согласно их духу, стремительности и скорости восприятия окружающей действительности:

«Молниеносные» – стремительные как в ударах, финтах и маневрах, так и в решениях.

«Хладнокровные» – неуклюжие здоровяки, стойкие, медленно входящие в бой и медленно из него выходящие.

«Молниеносным» предстояло научиться побеждать во взрывных скоротечных схватках, а «хладнокровным» в затяжных боях. Первые обучались на основе быстрого пляса, а вторые медленного танца, построенного на «делании коленец».

«Универсальные» воины обучались двум системам боя и меняли поведение в битве в зависимости от положения дел дружины. Эти бойцы ценились «на вес золота».

Русские воины экипировались щитами обтянутыми бычьей кожей, мечами длиною в локоть, боевыми ножами, луками и копьями. Отечественные мечи наравне с мехами выдры, лисиц и соболя вывозились на продажу к Румейскому морю.
Как и римские легионеры, русские дружинники могли не только «работать» оружием, но и ремонтировать его.

Враги знали, что славяне владеют магическим навыком оборотничества (трансформация воина в тотемного зверя). Вот как это описывается в «Слове о полку Игореве»:
«На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу. Той клюками подпръся, оконися и скочи к граду Кыеву, и дотчеся стружием злата стола Киевскаго. Скочи от них лютым зверем в полночи из Белаграда, обесися сине мьгле; утръ же вознзи стрикусы, оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги с. Дудуток. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела. Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни – посеяни костьми руских сынов. Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша. Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда божиа не минути».

С древнейших времен тотемными животными у русов были:
Медведь (владеет силой победителя);
Рысь (сила, хитрость, удачливость в бою помогает выживать там, где умирают другие);
Волк (сила, навыки боя в стае, бесстрашие);
Кабарга (обладает невероятной скоростью и подвижностью).
Познакомившись с ритуалом оборотничества, молодые воины вступали в тотемные отряды.
В X-XI веке в Древнерусском государстве появилась княжеская дружина. Она подразделялась на бывалых воинов бояр (неслучайно медведя называли «боярин лесов») и «зеленых новобранцев» только вступивших на путь воина (медвежата, волчата, рысята).
За время прохождения КМБ (курс молодого бойца) воинов обучали:
- верховой езде;
- ножевому бою и метанию ножа;
- мечевому бою;
- владению копьем;
- стрельбе из лука;
- разведке;
- маскировке.

Первым боевым крещением для молодого бойца становилась жесткая проверка на физическую и духовную стойкость, живучесть. Молодых испытывали на переносимость физической боли и повышенных нагрузок.

Во время второй проверки испытуемый должен был не спеша «прогуляться» по длинной дорожке из пылающих углей. Проплыть на время указанную дистанцию, не вспугнув охрану на сторожевых вышках, и скрыться от преследующего его противника под водой.

После этого следовала проверка Матушкой-Землей, воина зарывали в яме и оставляли на 2-3 дня без воды и пищи в условиях ограниченного поступления кислорода.

Дальше следовал бой один на один с опытным дружинником, а потом против группы воинов. Если новичок выдерживал эти два испытания, его ждал экзамен по маскировке и скрытному преследованию противника.

На этом тестирование полученных боевых навыков заканчивалось, совет дружины обсуждал каждого кандидата на «зачисление» в отряд. В назначенный день жрец, закрепленный за дружиной, перед строем посвящал молодежь в воители. Бойцы получали личное оружие, коня, доспехи, «боевое имя» (позывной), присягали на верность князю и приносили жертву Перуну.

Помимо дружинников все русские мужчины мастеровые, крестьяне, охотники, рыболовы, бортники были потенциальными воинами. Отцы, дядья или соплеменники учили мальчиков владеть мечом, щитом, копьем и стрелять из лука. Дубовый меч по весу не отличался от стального собрата, после освоения навыков мечевого боя, вьюноши получали от отца в подарок боевой нож.

Перерожденным в воина считали подростка, который один брал ножом, рогатиной, или копьем медведя. Охота учила находить нужные тропы, выискивать следы, выслеживать, выжидать и побеждать зверя. Не случайно Владимир Мономах писал в «Завещании детям»:
«А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет».

Сплав традиций языческой Руси и православной веры превратил русских в сильных солдат. С младых ногтей будущего воина учили, что он должен не посрамить предков и стать примером для потомков. К пятнадцати годам русич считался молодым мужчиной и должен был в совершенстве овладеть азами воинского искусства. Постепенно формировалась структура православного ратного долга. Она серьезно отличалась от византийского и западноевропейского опыта.
Русский воин стойко защищал от врагов землю, веру и род. Матушка Русь, ставшая с развитием Православия Святой Русью не раз помогала нашим предкам перемалывать полчища иноверцев пришедших к нам с войной.

Среди нравственных ценностей русского воина главенствующую роль играло и играет великодушие к побежденным. Среди грязи, крови, боли и ужаса войны русский солдат сохранял духовную праведность.
Десятки воинов и защитников Земли Русской были канонизированы Церковью. Со времен Александра Невского защита Родины является святым долгом каждого русского человека.
 
Оригинал поста был опубликован мной на моем канале «ЧАСЫ ИСТОРИИ» в Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a3215ecf03173c5501c9cf5/ne-drugie-nasheiu-zemleiu-a-my-chujoiu-privykli-vladet-5c5424ad314e5c00ad01f316

Tags: История России
Subscribe

  • Корабли науки

    Американские эксперты полагают, что, если к концу XXI столетия запасы нефти, газа, меди, олова, золота и других полезных ископаемых на суше…

  • Морские буровые

    Первые попытки добычи нефти со дна моря начались еще в третьем десятилетии XIX века. Однако лишь в 1949 году была создана автономная буровая…

  • Корабль снабжения «Витус Беринг»

    Известно, что в последние десятилетия развитие морского флота идет по пути создания специализированных судов – газовозов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments