fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

В атаку идет Дмитрий Оскаленко




«25 августа 1941 года. Летчик Оскаленко участвовал в штурмовом налете наших истребителей на аэродром, где противник потерял 30 бомбардировщиков. В этом налете Оскаленко уничтожил три фашистских бомбардировщика, стоявших на земле, и один истребитель сбил в воздухе над аэродромом».


«28 августа 1941 года. Оскаленко патрулировал над станцией Мга, встретил 47 бомбардировщиков противника в сопровождении сильного эскорта истребителей. Оскаленко вместе со своим ведомым смело ринулся в бой и в неравном воздушном бою сбил один «Ме-109» и подбил два бомбардировщика».

«25 октября 1941 года. В 18.40 пять самолетов под командованием лейтенанта Оскаленко произвели штурмовку аэродрома. В результате на аэродроме вспыхнул пожар. Все самолеты вернулись на свой аэродром».

«4 апреля 1942 года. При массовом налете фашистской авиации на город Ленинград капитан Оскаленко вступил в неравный бой с самолетами противника. Этот бой он вел с исключительной храбростью и сбил один «Ю-88», другие повернули вспять».

«26 сентября 1942 года. 12.30–13.40 на высоте 3000 метров в составе шести «И-16» прикрывали войска в районе Невской Дубровки. Приняли по радио команду: «В районе Дубровки «Хейнкель-126», «снимите» его». Пробили облачность и атаковали. В этот момент восемь «Ме-109» завязали воздушный бой с нашей группой. Бой продолжался 45 минут. В результате сбит один «И-16», пилотируемый капитаногл Оскаленко. Капитан прыгнул на парашюте, но парашют не раскрылся, так как прыжок был с малой высоты. Оскаленко погиб».
(Из журнала боевых действий)

* * *

Приказом Военного совета Ленинградского фронта 8 декабря 1942 года 2-й эскадрилье полка присвоено имя гвардии капитана Д. Оскаленко.

14 февраля 1943 года Д. Оскаленко был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Вот что рассказывают о Дмитрии Оскаленко его однополчане.
Гвардии капитан Аполлонин:

- В один из апрельских дней 1942 года большая группа фашистских самолетов пыталась прорваться к Ленинграду. Оскаленко, Мациевич, Беликов и я вылетели для отражения налета. На подступах к городу мы встретили несколько эшелонов бомбардировщиков. Силы противника превосходили наши в несколько раз. Стремительными атаками наша четверка нарушила строй бомбовозов и начала истреблять их поодиночке.

Как лев, сражался Дмитрий Оскаленко. Он отколол от группы одного из «Юнкерсов» и стал поливать его горячим свинцом. Фашистская машина заметалась. Оскаленко преследовал ее до тех пор, пока горящей не отправил на землю.

Или вот еще эпизод. Группа наших самолетов летела штурмовать аэродром. Сразу за линией фронта мотор в машине Оскаленко стал работать с перебоями. Можно было вернуться обратно. Но капитан знал: на аэродроме большая группа самолетов, они готовятся к бомбежке Ленинграда. И он решил продолжать полет. Я пропустил его самолет вперед и на всем пути зорко охранял капитана.

Придя к цели, мы обнаружили большое количество фашистских самолетов. Оскаленко сжег тогда три вражеские машины. Выполнив задание, он довел свой самолет до нашего аэродрома и благополучно совершил посадку.

Капитан Д. Оскаленко - подлинный советский ас.

Гвардии старший сержант Тихоньких:

- Продолжительное время я обслуживал самолет капитана Оскаленко. Командир экипажа требовал от нас всегда держать самолет в боевой готовности, чтобы в любую минуту можно было подняться в воздух.

Иногда, приземлившись, летчик не сразу выходил из машины. Значит, обнаружил какой-нибудь непорядок. И капитан оставался в самолете до тех пор, пока вместе со мной не устранял дефект.

Оскаленко много помогал техническому составу, учил нас беречь и любить технику.

Особенно радостными были для нас с мотористом Мазуренко минуты, когда командир рассказывал о победах, одержанных в воздушном бою.

Сейчас я обслуживаю машину молодого летчика сержанта Харитонова. В свободное от полетов время я рассказываю ему о боевом командире. Оба мы стремимся выполнять задания командования так же успешно, как выполнял их наш отважный капитан.

Гвардии младший лейтенант Гришин:

- В группе и в паре с капитаном Оскаленко я не раз отражал налеты вражеской авиации на город, штурмовал фашистские войска и аэродромы. Мы вместе летали днем и ночью.

Однажды группа наших самолетов штурмовала аэродром. Как всегда, мастерски действовал Оскаленко. Он зажег несколько фашистских самолетов.

Я учился у Оскаленко воевать и побеждать. Имя Дмитрия Оскаленко, павшего геройской смертью в боях за Ленинград, зовет на новые подвиги. На моем счету пока только один уничтоженный самолет противника. Этот свой счет я увеличу.

Гвардии младший лейтенант Шуклин:

- Когда я прибыл в полк, Дмитрия Оскаленко уже не было в живых. Командир полка сказал мне: «Я назначаю вас в эскадрилью имени Героя Советского Союза капитана Оскаленко. Учитесь воевать, как он. Поддерживайте славу питомцев нашего Оскаленко».

В землянке, где жили летчики, возле телефона, соединявшего землянку с командным пунктом, я увидел фотографию капитана. Простое, хорошее лицо русского парня.

Оскаленко! Где-то я уже слышал эту фамилию. И вскоре вспомнил, что в авиационной школе, в группе переподготовки командного состава занимался техник Оскаленко: он готовился стать летчиком. Оскаленко уже тогда не был новичком в авиации. Он работал механиком по вооружению, в совершенстве знал устройство различных типов самолетов.

Мне хотелось подробнее узнать о боевой работе человека, имя которого носит эскадрилья. Я часто беседовал с товарищами, воевавшими вместе с ним. К сожалению, их рассказы были скупы, немногословны. Сначала это меня немного удивило, но вскоре я понял, в чем дело. Оскаленко был так дорог своим друзьям, они так трогательно и душевно его любили, что у них подчас не хватало слов для выражения своих чувств, для описания короткой, но богатой жизни героя.

И как мне тогда стало жаль, что я лично не знал Оскаленко! Ведь только в бою, в минуты наивысшего творческого напряжения воздушного бойца по-настоящему можешь познать летчика-истребителя.

…На сотни лет остается след от творчества талантливого художника. Мы можем ознакомиться с плодами труда изобретателя спустя много лет после его смерти. Граммофонная пластинка и кинопленка надолго запечатлевают искусство актера. А как передать неповторимый воздушный бой, в ходе которого рождаются десятки тактических приемов, бой, в ходе которого во всем своем многообразии проявляется творчество летчика?

Из отдельных штрихов я постарался всё же создать образ Дмитрия Оскаленко.

Это был подлинный новатор. Он в числе первых завоевывал ночное небо Ленинграда. Он научился во тьме разыскивать вражеские самолеты и насмерть разить их.

Он был прекрасным другом на земле и еще более верным товарищем в воздухе. Когда на летчика Гончарова «насели» четыре «Мессершмитта», Оскаленко бросился на ведущего и уничтожил его. Многие молодые пилоты обязаны капитану не только своим мастерством, но и своей жизнью.

Для Оскаленко не было преград. Каждое задание, которое он получал, выполнялось им точно и в срок, каких бы усилий и трудов это ни стоило.

Оскаленко всегда воевал вдохновенно, но каждый бой у него был построен на точном расчете. Он исключительно трезво оценивал свои силы и силы противника, внимательно изучал тактику и приемы воздушного боя врага. Это помогало ему побеждать. Четырнадцать вражеских самолетов уничтожил Оскаленко, защищая Ленинград!

Дмитрий Оскаленко, его жизнь, его воздушные бои - это целая страница в жизни нашего полка. Молодежь, которая пришла в эскадрилью имени героя, считает своим высшим долгом защищать Отечество, Ленинград так, как это делал Оскаленко.

Мне двадцать лет. Я недавно начал свой боевой путь летчика-истребителя. Сделал еще очень немного - подбил истребитель «Фокке-Вульф-109» и сбил фашистский бомбардировщик. Вот как это было.

Однажды ночью я вылетел наперехват «Юнкерса». На светлом фоне летного неба быстро обнаружил его, зашел в хвост и с дистанции сто пятьдесят метров выпустил первую пулеметно-пушечную очередь. Гитлеровец заметил меня, сразу же сбросил бомбы, а стрелок-радист повернул пулемет в мою сторону. Справа выше меня прошли две очереди трассирующих пуль. Я снова атаковал «Юнкерса», бил по кабине. Самолет загорелся и потом рассыпался на куски.

Бить врага, как Оскаленко! - вот наш девиз.

* * *

В 1942 году полк стал гвардейским.
«Крылатая гвардия», Матвей Львович Фролов, 1963г. 

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments