fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Странный выстрел в театральной ложе




В тот роковой день, 14 апреля 1865 года, президент США Авраам Линкольн отправился на вечерний спектакль в театр Форда, чтобы посмотреть представление пьесы Тома Тейлора «Наш американский кузен».

Несколько дней назад капитулировала армия южан. Гражданская война закончилась, и потому вполне понятны чувства, владевшие в те дни президентом. Напряжение борьбы, конечно, не исчезло окончательно, но все же можно было позволить себе расслабиться и отдохнуть, наблюдая за комическим лицедейством.


На спектакль был приглашен и главнокомандующий войсками северян Улисс Грант, но по семейным обстоятельствам не смог приехать в театр. Это облегчило задачу Джону Уилксу Буту, безработному актеру, готовившему покушение на президента. Военная свита генерала, безусловно, явилась бы серьезным препятствием для злоумышленника. А так президентскую ложу охранял лишь один человек — полицейский Джон Паркер, да и тот в роковой момент, когда в ложу проник убийца, отсутствовал: он отправился в буфет, чтобы выпить пару рюмок в компании лакея и кучера президента. Вот какие простецкие нравы царили в США всего лишь век назад.

В одиннадцатом часу вечера, когда зрители в театре Форда хохотали над шутливым монологом комика Гарри Хоука, в зале грянул пистолетный выстрел. Бут, проникший в ложу Линкольна, выстрелил в упор. Затем прыгнул через барьер президентской ложи и задел шпорой (он был в сапогах) звездно-полосатое знамя, обрамлявшее ее портал. Раздался сухой треск рвущейся ткани. Бут неловко упал на сцену, но тут же вскочил на ноги и, размахивая кинжалом, закричал:

— Смерть тиранам!

В зрительном зале не все поняли, что происходит. Некоторые решили, что это часть спектакля, поскольку Бута хорошо знали в лицо как актера. Несколько офицеров рванулись на сцену, и тут по театру пронесся крик:

— В президента стреляли!

При падении Бут сломал ногу. Но это не помешало ему проложить себе дорогу за кулисы. Он знал театр Форда как свои пять пальцев и быстро пробрался к запасному выходу, где его ждала лошадь. Шпора, прорвавшая знамя, впилась в бок лошади. Военные караулы, охранявшие выезды из столицы, еще не ведали о случившемся, и Бут беспрепятственно покинул столицу.

Разумеется, актеру помогали другие люди — в одиночку осуществить такое покушение и довольно легко скрыться почти невозможно.

Десять дней спустя Бут был настигнут в северной части штата Вирджиния. Он прятался на ферме своего сообщника Гаррета. Когда солдаты окружили амбар, где находились актер и его сподвижник Геролд, и предложили сдаться, Геролд вышел с поднятыми руками, но актер ответил отказом. Тогда амбар подожгли, и в возникшей суматохе неожиданным выстрелом Бут был смертельно ранен. Солдаты, взломав дверь, вынесли Бута, который еще некоторое время находился в сознании. Потом он умер, и тело его на военном корабле доставили в Вашингтон.

Такова официальная версия гибели Бута. Однако свидетельства очевидцев его смерти и похорон достаточно противоречивы, и это породило предположение о том, будто вместо актера убили другого человека. Существует и довольно аргументированная версия, что Бут, обложенный врагами, покончил жизнь самоубийством.

В 1995 году потомки Бута обратились в суд города Балтимора за разрешением провести эксгумацию тела человека, которого похоронили как убийцу президента. Праправнучка актера Лиза Бут заявила: она никогда не верила, что в «официальной» могиле покоится ее предок. Она считает, что Бут спасся и благополучно прожил до 1903 года под именем Дэвида Джорджа.

Кем же он был, этот отчаянный убийца? Что толкнуло его на такой шаг?

Родился Джон Бут в театральной семье, его отец и старший брат тоже были актерами. Отец некогда пользовался известностью, а затем спился и покинул сцену.

Джон Бут вступил на театральные подмостки как профессиональный актер в 1856 году в Балтиморе. Особым талантом его Бог не наградил, хотя патетическими жестами он овладел в совершенстве. Впрочем, в те годы театральную игру понимали иначе, чем в наше время. Поэтому Бут и завоевал популярность в амплуа трагика. Этому помогала и его внешность — высокий, красивый, надменный, он вел себя как аристократ в седьмом колене. Разумеется, главными ценителями Бута были женщины. В конце концов, актер так свыкся со своей маской, что стал терять подлинное «я». Шумный успех, высокие гонорары развратили и утомили Бута. Все чаще он черпал забвение в крепких напитках. Возможно, Джон повторил бы судьбу отца, если бы не началась Гражданская война. Это его встряхнуло.

Симпатии Бута были на стороне южан — в его глазах они олицетворяли аристократическое начало Америки. Джон стал агентом разведки южан. А вот отец и старший брат актера оставались приверженцами северян. Так что здесь была еще и семейная коллизия под стать античным драмам.

Первоначально Бут планировал не убивать, а лишь похитить Линкольна и увезти на Юг. Ведь он был позер, этот пошловатый трагик. Театральные подмостки стали ему тесны, отныне своей сценой он представлял всю страну. Ему хотелось видеть себя в роли спасителя отечества.

С осени 1864 года Бут с помощью разных людей пытался организовать похищение президента. Но воплощению этих планов все время что-то мешало. К тому же в 1865 году чаша весов в Гражданской войне явно склонилась на сторону северян. Похищать президента уже не было смысла. И тогда Бут принял решение убить Линкольна.

Место действия он избрал самое знакомое и привычное — театр. Накануне убийства Бут написал письмо издателю вашингтонской газеты «Нешнл интеллидженсер», в котором объяснял мотивы готовящегося покушения, и поручил своему приятелю доставить письмо на другое утро прямо в редакцию. Обычная почта идет медленно, а Бут хотел, чтобы страна на следующий же день узнала о возвышенных целях убийцы. Но тут судьба посмеялась над актером. Вечером трусливый приятель письмо вскрыл, прочитал и, опасаясь, что его сочтут соучастником убийства, сжег послание Бута.

Кроме Линкольна, еще три американских президента пали от рук убийц во время пребывания на своем посту — Джеймс Гарфилд в 1881 году, Уильям Мак-Кинли в 1901-м и Джон Кеннеди в 1963-м.
«Знаменитые убийцы и жертвы. От Каина до Чикатило», Александр Павлович Лаврин, 2011г.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments