fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Укротители глубин




Более 90 % Мирового океана имеют глубины свыше 200 м. И освоение этих глубин равносильно завоеванию высот в авиации. Однако задача создания глубоководной субмарины поставила перед учеными и конструкторами проблемы еще более сложные, чем в авиации. Ведь вода в 800 раз плотнее воздуха и давления на глубине отнюдь не шуточные.


Тем не менее в 1966 году командование ВМФ СССР выдало конструкторам тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 (шифр «Плавник») с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других лодок.

Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») под руководством Н. А. Климова, а в 1977 году его сменил Ю. Н. Кормилицын. Огромный вклад в создание корабля проекта 685 внесли также сотрудники ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей».

Корабль строился, понятное дело, из титана. На уменьшенных и натурных макетах отсеков будущей подводной лодки отрабатывали методы конструирования, технологии изготовления различных узлов, проверяли их прочность.

Для испытаний уже готовых узлов в Северодвинске построили 3 док-камеры. Одна их них имела диаметр 5 м и длину 20 м, вторая, соответственно, 12 и 27, третья – 15 и 55 м. В них при давлении до 400 кгс/см2 испытывались компоненты подобных атомоходов следующего поколения.

Лодка, получившая индекс К-278, была заложена 22 апреля 1978 года, ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года она вступила в строй.

Субмарина имела два корпуса. Прочный в средней части представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях – усеченные конусы, заканчивавшиеся сферическими переборками. Для сведения к минимуму отверстий, снижающих прочность, отказались от большого погрузочного люка. Для экстренного всплытия с больших глубина установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.

Наружный, так же титановый корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями.

Теперь немного о помещениях внутри самой лодки.

Первый – торпедный – отсек был разделен на две палубы. На верхней размещались казенники торпедных аппаратов, стеллажи для запасного боекомплекта, элементы связной аппаратуры, на нижней – аккумуляторная батарея из 112 элементов.

Второй был жилым. На его двух палубах вверху находились кают-компании, камбуз и санитарно-бытовые помещения, внизу – каюты личного состава. В трюме разместили кладовую, емкости с пресной водой и электролизную установку.

Верхнюю палубу третьего отсека занимал центральный пост с органами управления кораблем и его системами, вычислительным комплексом; нижнюю – аварийный дизель-генератор.

В четвертом, реакторном отсеке помещалась паропроизводящая установка с трубопроводами 1-го контура. В 5-м отсеке смонтировали вспомогательные механизмы. Шестой был отдан под турбогенераторы и пароконденсаторы. В седьмом, кормовом отсеке находились главный вал гребного винта и приводы рулей.

Эту лодку тоже оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Во 2-м и 3-м отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства тушения пожаров.

Кроме этой, самой глубоководной в мире многоцелевой АПЛ, в России построены также глубоководные субмарины проектов 10831, 1851 и 1910. Но они относились к категории так называемых глубоководных станций специального назначения, о которых у нас речь еще впереди.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок истории флота», 2008г.

Tags: История
Subscribe

  • С фотоаппаратом и камерой

    Более трех тысяч прыжков совершил Роберт Иванович Силин. Он не только высококлассный парашютист, но и высококачественный фотограф и…

  • С предельной высоты

    Есть практическая необходимость и в совершении прыжков с предельно больших высот. Парашютисты наши прыгают с 15–16 и более километров,…

  • Секунды мужества

    Знаете, сколько их набралось на счету Ивана Ивановича Савкина? Около 300 000! Говоря по-другому, это означает, что он провел под куполом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments