fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Потомки «Старой черепахи»




Читатели постарше, возможно, помнят приключенческую повесть «Капитан “Старой черепахи”», а также одноименный кинофильм, вышедшие где-то полвека назад. Сюжет повествовал о службе первых советских пограничников-черноморцев, которым в начале 20-х годов прошлого столетия доводилось перехватывать шаланды, полные не столько кефалью, сколько контрабандными товарами, оружием и прочими иноземными «дарами». После двух войн и разрухи флота практически не осталось, и морским пограничникам приходилось осуществлять дозор на ветхой парусной шхуне, заслужившей у одесских остряков столь неблагозвучное прозвище…


Но постепенно положение стало меняться. К началу 30-х годов пограничники стали получать уже вполне приличные сторожевые катера и корабли. Так, скажем, сторожевики типа «Бриллиант» имели скорость 17 узлов и вполне приличное вооружение – 102-мм носовое орудие, две 45-мм пушки, 37-мм зенитки, пулеметы и сбрасыватели глубинных бомб.

А с 1935 года на флоты поставлялись «малые охотники» за подводными лодками МО-И, МО-Ill и MO-IV – деревянные катера водоизмещением в 50–56 т, с тремя бензиновыми моторами, сообщавшими им ход в 24–27 узлов, двумя универсальными 45-мм пушками и таким же числом крупнокалиберных пулеметов.

Великая Отечественная война показала эффективность применения скоростных, прежде всего торпедных катеров. И после Победы пограничные подразделения стали получать катера, имевшие одинаковые с торпедными и ракетными корпуса и двигатели. Только комплекты вооружения и оборудования были разными.

Постепенно совершенствуясь, небольшие по размерам корабли превратились тем не менее в грозную боевую силу. Так, например, в августе 1970 года поднял флаг «Альбатрос», головной в серии малых противолодочных кораблей проекта 1124. Его водоизмещение – 1050 т. Силовая установка, состоявшая из двух газовых турбин и пары дизель-генераторов, позволяла развивать скорость 28 узлов. Обычный комплекс вооружения: универсальная 76,2-мм пушка, 6-ствольная скорострельная установка АК-630 калибром 30 мм, зенитно-ракетный комплекс, два спаренных аппарата для противолодочных торпед и пара 12-ствольных реактивных бомбометов.

С 1984 года на керченском заводе «Залив» для дальневосточных пограничников стали делать сторожевики – модификацию противолодочного корабля проекта 1135. В комбинированную энергетическую установку входили две крейсерские и две маршевые газовые турбины, позволявшие развивать скорость до 32 узлов, – достаточно, чтобы настичь любого охотника за чужой рыбой.

Создавали для морпогранохраны и особые корабли. Так, в 70-е годы в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева был построен скоростной патрульный катер «Антарес» (220 т, длина 40 м) с носовой 76-мм пушкой, кормовой многоствольной 30-мм артустановкой, двумя аппаратами для противолодочных торпед и 55-мм гранатометом для глушения подводных диверсантов. Его главной особенностью были два подводных крыла, позволявшие кораблю развивать скорость более 70 км/ч.

Для охраны территориальных вод и экономических зон предназначен перспективный катер «Рысь-2», оснащенный двумя дизелями и запасом топлива, рассчитанным на дальность плавания 400–600 миль. Заметив нарушителя, катер начинает погоню и с набором скорости переходит на режим глиссирования, развивая, таким образом скорость до 44 узлов. Если же преследуемый оказывается еще быстроходнее, то с носовой части опускают подводное крыло и ход «Рыси» достигает 57 узлов, а то и более. Тут уж злоумышленникам не уйти, особенно если приказы остановиться для досмотра сопровождаются предупредительными пушечными очередями. Для этого в носовой части корабля стоит башня от десантной машины БМД-2 со скорострельной пушкой 2А42, в надстройке – 7,62-мм пулемет, а на мачте предусмотрено место для реактивных снарядов…

Петербуржцы из предприятия «Редан-KB» предлагают стражам границ сторожевой катер «Мустанг-3» проекта 18 620, скорость которого в 50 узлов обеспечивается двумя двигателями, мощностью по 1500 л. с., вращающими два гребных винта. При этом у подводной части корпуса образуется воздушная прослойка, становящаяся своеобразной смазкой, уменьшающей его трение о воду. «Мустанги» уверенно держатся при волнении до 5 баллов, а поскольку они длиной всего 18,1 м, их можно перебрасывать куда нужно на железнодорожных платформах.

А на Ярославском судостроительном заводе производят речные и озерные катера «Ястреб» с двумя дизелями, приводящими в действие водометные движители, разгоняющие катера до 45 узлов.

Выпускают и морской катер «Меркурий», он крупнее, делает до 50 узлов и принимает на борт 16 человек вместо 8.

Вооружение: 6-ствольная 30-мм пушка АК-630 и зенитно-ракетный комплекс «Стрела», созданный в Научно-исследовательском институте точного машиностроения для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и крылатыми реактивными снарядами. Ракеты с инфракрасными головками самонаведения поражают цели на высотах от 25 м до 3 тыс. м и на дальностях в 5 тыс. м. Такие катера могут дежурить в море до 3 суток и пройти экономичным ходом не менее 500 миль.

В начале 70-х годов ленинградские конструкторы и производственники освоили выпуск десантных и пограничных кораблей на «воздушной подушке» с корпусами из легких и прочных алюминиевых сплавов.

А на предприятии «Морской завод “Алмаз”» взялись за разработку быстроходных боевых катеров, способных действовать при волнении в 5 баллов. Понятно, в таких условиях экипажам бывает нелегко работать с механизмами и приборами, а о нормальном использовании оружия и думать нечего.

На помощь корабелам пришли специалисты по гидроаэродинамике из Отделения морских систем ОКБ имени П. О. Сухого. Они предложили оборудовать катера электродистанционной системой управления, подобно той, что оснастили статически неустойчивый (как и задумывался), зато обладающий уникальной маневренностью истребитель Су-27. У него автоматика подстраховывает летчика, берет на себя часть его обязанностей и позволяет сосредоточиться на боевой работе.

На транце кормы экспериментального катера поместили выдвижные пластины, управляющие подъемной силой подобно самолетным закрылкам. При движении катера находящиеся на нем датчики собирают сведения о его угловой скорости, крене и т. д., передают их в бортовой компьютер. Тот отправляет соответствующие команды на исполнительные электроприводы. И на испытаниях 19-метровый катер спокойно шел 60-узловым ходом при 5-балльном волнении.

Недавно конструкторы из Зеленодольска предложили пограничникам и военным морякам многоцелевой корабль с условным названием «Фламинго-2». Это по внешнему виду трехкорпусный тримаран. Однако, по словам сотрудника проектно-конструкторского бюро Е. Д. Кукушкина, внешность обманчива. На самом деле у «Фламинго-2» вместо внешних, боковых, корпусов – аутригеры, короткие и широкие площадки– «крылья» с вертикальными стойками на концах, к которым крепятся погруженные в море цилиндры с обтекаемыми оконечностями. В них размещают дизели с топливными танками и приводы на гребные винты. Такую силовую установку легче и удобнее обслуживать, а также ремонтировать.

На самих «крыльях» достаточно места для дополнительного вооружения и оборудования. Таким образом, в основном корпусе освобождается немалое пространство для иной полезной нагрузки, например, для ангара бортового вертолета – разведчика-корректировщика, чтобы не занимать им солидную часть надстройки.

Так что советские, а теперь российские корабелы не только ни в чем не уступают зарубежным специалистам, но во многих случаях сумели и обойти их, создав оригинальные проекты пограничных катеров. Примером тому может послужить хотя морской патрульный катер «Сокол», представляющий собой катамаран, способный устойчиво держать ся даже при сильном волнении.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок истории флота», 2008г.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments