fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Линкоры




Долгое время именно линейные корабли считались главной ударной силой флота. И когда в ходе Русско-японской войны выяснилось, что самым мощным броненосцам недостаточно четырех орудий главного калибра и прежней системы бронирования, в 1906 году англичане спустили на воду линкор «Дредноут» («Неустрашимый»), вооруженный десятью орудиями калибра 305 мм. Он развивал скорость в 21 узел – против 17 узлов у старых броненосцев. Вскоре постройку подобных дредноутов начали в Германии, Франции, США, Японии. И в России в 1909 году на Балтийском заводе заложили линкоры «Севастополь» и «Петропавловск», а на Адмиралтейском – «Гангут» и «Полтава».


Однако в Первую мировую войну выяснилось, что толку от линкоров немного. И у нас, например, линкор «Михаил Фрунзе» предполагалось в 1931 году переделать в авианосец для Северного флота (подобные перестройки осуществили в Англии, США, Франции).

Однако сделать этого до начала Второй мировой войны не успели. В 1941 году линкор повели в Кронштадт, но при буксировке он сел на бровку Морского канала. А потому морякам пришлось устроить на нем корректировочный артиллерийский пост и импровизированную базу катеров, охранявших подступы к Ленинграду с моря. А после окончания военных действий, в 1950 году линкор списали в утиль.

Немногим лучше оказалась судьба линкоров и на флотах других стран. Перед войной самым большим в мире линкором считался немецкий «Бисмарк». Однако он не внес сколько-нибудь существенного вклада во Вторую мировую войну. Напротив, большей частью ему приходилось прятаться от охотившихся за ним кораблей и самолетов союзников.

А самыми большими из когда-либо построенных линкоров были японские корабли «Ямато» и «Мусаси», вступившие в строй в 1941-м и 1942 годах. Их проектирование, и постройка велись в обстановке беспрецедентной секретности. Водоизмещение каждого из них составляло 72,8 тыс. т, что превышало водоизмещение любого военного корабля тех лет и было лишь на 5 тыс. т меньше, чем у наибольшего в то время судна – пассажирского лайнера «Куин Элизабет».

Эти корабли, длиной 263,6 м, шириной 36,9 м и осадкой 10,9 м, были вооружены девятью орудиями не виданного для флотов калибра – 460-мм! Орудия выбрасывали на расстояние 23 мили снаряды массой по 1,5 т. Кроме орудий главного калибра, размещенных в трех трехорудийных башнях (две в носу), корабли были первоначально вооружены двенадцатью 155-мм орудиями среднего калибра, двенадцатью 127-мм зенитными орудиями и двадцатью четырьмя 25-мм зенитными автоматами… А к 1945 году общее число артиллерийских стволов на каждом корабле было доведено до 190! Помимо этого, на них было по восемь торпедных аппаратов и семь гидросамолетов.

Линкоры имели мощное бронирование и хорошую противоминную защиту. Толщина бортовой брони составляла 410 мм, палубной – 230–200 мм, лобовых стенок орудийных башен главного калибра – 650 мм и боевой рубки – 500 мм.

Энергетическая установка этих грозных «плавучих крепостей» состояла из четырех паровых турбин суммарной мощностью 150 тыс. л.с., обеспечивавших скорость 27 узлов. Запаса топлива (6,5 тыс. т) было достаточно для плавания экономическим ходом на расстояние в 7,2 тыс. миль. Численность экипажа – 3000 человек.

И все эти затраты были напрасными. Огромные орудия «Ямато» и «Мусаси» оказались бесполезными. Только однажды они открыли огонь по кораблям противника – линкор «Ямато» обстрелял американские эскортные авианосцы. Оба же корабля были вскоре потоплены американской палубной авиацией.

Век дредноутов бесславно закончился.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок истории флота», 2008г.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тяжесть угрожает

    Голос в наушниках произносит: — Внимание! Петля Нестерова! Летчик берет ручку на себя, и горизонт встает дыбом. Земля, обычно…

  • Верные помощники пилота

    С земли уже давно не видно взлетевшей ракеты — она скрылась из виду, растворилась в ночной темноте. В почти космической пустоте,…

  • На пути к космическому кораблю

    Самолет на старте. Заняли места пассажиры. В окна видно уходящее вдаль летное поле, крыло и пока неподвижные воздушные винты. И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments