fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

По сигналу тревоги




Всевозможного рода новинки, как известно, в первую очередь стараются применить на военных кораблях. Однако и у гражданских судов есть своя специализация и свои рекордные показатели.


В первую очередь нам, видимо, стоит обратить внимание на суда-спасатели.

Американские исследователи как-то подсчитали, что за тысячелетия существования мореплавания в Мировом океане погибло около миллиона судов. Мореплавание и ныне – дело рискованное. И самые современные, оснащенные новейшими средствами навигации суда сталкиваются, садятся на мели и подводные камни, сгорают, а то и вообще исчезают бесследно в морской пучине.

Особенно велика возможность аварий в проливах и вблизи портов, где велика интенсивность движения судов.

Именно здесь еще в первой половине XIX века и появились спасательные компании, оснащенные весельными ботами. Их команды принимали тех, кто находился на борту судов, терпевших бедствие. Снять же само судно, скажем, с камней не представлялось возможным, оно было обречено.

Возможность спасения судов появилась вместе с паровыми буксирами, снимавшими аварийные сухогрузы и лайнеры с мели и буксировавшими их в ближайший порт.

Вдали от берегов на помощь терпящим бедствие судам приходили те, кто оказывался поблизости, в непосредственной видимости. Лишь с распространением на флотах радиосвязи стало возможно наладить эффективную спасательную службу на море.

Так, в начале 1921 года декретом Совнаркома в нашей стране учредили Управление по судоподъему, преобразованное затем в Отдел судоподъемных, водолазных и водоспасательных работ при Наркомате путей сообщения. Еще через 5 лет отдел вошел в состав Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) – уникальной в своем роде, централизованной организации, занимавшейся подъемом затонувших судов, строительством гидротехнических сооружений и спасением на море.

Первое время спасатели-эпроновцы располагали лишь устаревшими судами, такими, как буксир «Кабардинец» и учебный парусник «Трефолев». Только в 1940 году ленинградские кораблестроители сдали ЭПРОНу специализированные спасатели «Нептун» и «Сатурн». Эти суда водоизмещением в 1620 т развивали скорость 13,7 узла, а водоотливные помпы, системы пожаротушения, буксирные устройства, аппаратура для подводной сварки и резки металла позволяли выполнять любые виды спасательных операций.

С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН вошла в состав Военно-морского флота, при этом часть буксиров-спасателей вооружили, превратив в сторожевые корабли. Остальные продолжали заниматься своим рискованным делом, только в более трудных условиях. В годы войны спасатели оказали помощь 1585 судам и кораблям, общим водоизмещением почти 2 млн т, что сравнимо с тоннажем торгового флота иной страны.

В 1942 году ЭПРОН преобразовали в Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР. А в 50-х годах такие службы организовали при министерствах морского флота и рыбного хозяйства СССР. Они получили в свое распоряжение 500-сильные морские буксиры, оснащенные соответствующим оборудованием.

Однако в 60-х годах, когда наши рыболовы вышли в Мировой океан, им понадобились специализированные спасатели. Они должны обладать хорошей маневренностью, чтобы сближаться с аварийным судном в любую погоду, да еще на малом ходу, когда даже шлюпка хуже слушается руля. Поэтому их проектируют сравнительно небольшими и широкими, чтобы они могли разворачиваться буквально на месте.

Поскольку им приходится снимать с мелей и буксировать крупные суда, спасательные буксиры оснащают силовыми установками повышенной мощности и усиленными буксирными устройствами. Для тушения пожаров устанавливают несколько лафетных стволов, выбрасывающих струи воды или пены на сотню метров, при этом размещают их высоко от ватерлинии, к примеру, на мостике или на мачте, чтобы удобнее было тушить пожары и на высокобортных судах.

Понятное дело, на морской «скорой помощи» обязательны лазарет, а также помещения для пассажиров и команды аварийного судна. Наконец, спасатель должен иметь набор пластырей, клиньев, «заготовок» для них, переносных водоотливных насосов и другого снаряжения.

В 1955 году вступил в строй 1600-сильный «Голиаф», спроектированный еще до войны. Через семь лет появились спасатели типа «Капитан Нохрин», затем типа МБ и «Атлант». Кстати, «Атланты», имевшие дизель-электрическую силовую установку мощностью 2000 л. с., легко преодолевали льды полуметровой толщины.

В 1974 году поднял флаг «Дмитрий Дудченко» – первый отечественный буксир неограниченного района плавания, а с 1976 года спасатели стали получать суда типа «Ягуар», обладавшие системами связи и навигации, подводным телевидением. Два гребных винта и носовое подруливающее устройство обеспечивали «Ягуарам» хорошую маневренность, а электрогидравлическая лебедка позволяла буксировать суда практически любых размеров, причем особое устройство смягчало рывки троса при волнении. А система пожаротушения включала и водяную завесу, предохранявшую от огня само судно.

В последние десятилетия ХХ века мировой флот стали пополнять специализированные морские спасатели. Их появление вызвано развитием торгового, промыслового и научно-исследовательского флотов, а также расширением добычи нефти и газа в Мировом океане. В частности, морские буровые опекают спасатели, оснащенные глубоководным водолазным снаряжением. Появились также быстроходные спасательные катера, команды которых приходят на помощь пассажирам и экипажу авиалайнера, совершившего вынужденное приводнение.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок истории флота», 2008г.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments