fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Подвиг группы Михаила Девятаева





Михаил Девятаев родился 8 июля 1917г. в мордовском селе Торбеево, он был 13 ребенком в крепкой, дружной семье крестьян-мокшан.

Мальчик видел, как после победы социалистической революции изменилось его село, в нем появилась своя газета «За социалистическую деревню», аптека, детские ясли, парк отдыха и даже ресторан.

В 16 лет Михаил впервые увидел на сельском поле санитарный самолет «К-3» (Калинин), вернувшись, домой юноша, пообещал родным, что он непременно станет летчиком.

В 1938г. Дявятаев окончил казанский речной техникум, параллельно пройдя летную подготовку в городском аэроклубе. В этом же году его призвали в ряды РККА.

В 1940г. он окончил «Первое Чкаловское военное авиационное училище им. К.Е. Ворошилова».

Война застала молодого летчика в 237-м истребительном авиационном полку, входившим в 57-ю смешенную авиационную дивизию, дислоцированную в Оранах Белостокской области Белорусской ССР.

Михаилу повезло, его непосредственным командиром был прославленный советский ас Владимир Бобров, который одержал в испанском небе 13 личных и 4 групповых победы.

Ранним утром 22 июня 1941г. Бобров повел эскадрилью Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков и в первом же воздушном бою сбил немецкий средний бомбардировщик «Heinkel 111», 23 июня первый бомбардировщик «Ju 87» навечно приземлил Михаил Девятаев.

За три месяца войны его два раза сбивали, в 35 воздушных боях Девятаев уничтожил 9 самолетов противника.

В конце сентября 1941г. Михаил получил ранение в ногу, вердикт врачей гласил «к службе в боевой авиации не годен».

Как и майор, Василий Васильевич Булочкин из культового советского художественного фильма «Небесный Тихоход» Девятаев  стал летать на «У-2», немцы пренебрежительно прозвали наш самолет «кофемолкой».

На своем биплане он вывозил из партизанских отрядов раненых, доставлял продовольствие, боеприпасы и медикаменты, участвовал как бомбардировщик в беспокоящих налетах на прифронтовые позиции фашистов.

В начале 1944г. учитель и боевой товарищ Девятаева Владимир Иванович Бобров был отстранен от командования 27-м истребительно авиационном полком.

Узнав о неприятностях Боброва, его пригласил в свою 9-ю гвардейскую истребительную авиадивизию дважды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, он, не задумываясь, доверил другу командование 104-м гвардейским истребительным авиаполком.

В мае 1944г. Бобров разыскал «небесного тихохода» Девятаева, познакомил его с Покрышкиным и забрал к себе в 104-й ИАП, где Михаил в сжатые сроки освоил пилотирование американского истребителя Белл P-39 «Аэрокобра».

13 июля 1944г. недалеко от Львова Девятаев сбил «Мессершмитт Bf.109», и был подбит сам.

Михаил выбросился с парашютом, ударился головой о стабилизатор хвостового оперенья и потерял сознание.

Такие случаи часто случались с пилотами «Аэрокобр», виновником всего была дверца автомобильного типа, установленная в кабине, во время покидания самолета пилота выбрасывало не вверх, а вбок.

Без сознания с тяжелыми ожогами Михаила подобрали немцы и отправили летчика в Варшаву.

На допросах он нес такую ересь, что следователь внес в протокол информацию, о том, что русский во время выброски с парашютом сильно приложился головой о стабилизатор, вследствие чего лишился рассудка.

Находясь в лагере под Кенигсбергом, Девятаев с товарищами по несчастью подготовил побег, заключенные выбрались за периметр, но были схвачены полевой жандармерией и возвращены в лагерь.

Беглецов ждала смертная казнь, внезапно ее заменили переводом в концентрационный лагерь "Заксенхаузен".

Михаил попал в 13-й блок, здесь заключенные испытывали военную обувь. Ежедневно узники с двадцати пяти килограммовой нагрузкой проходили 40км., по 9 специализированным трассам, имитирующим различные типы дорог. Узники барака были смертниками.

Девятаеву повезло и здесь, находясь в зоне санобработки, парикмахер заменил Михаилу ярлык смертника на нашивку убитого охранниками узника Степана Григорьевича Никитенко.

5 декабря в лагерном «гроссбухе» появилась запись о том, что старшего лейтенанта Девятаева расстреляли, утилизировав труп в крематории.

Вскоре Степана Григорьевича Никтинеко отправили в «заповедник Геринга» на остров Узедом.

С 1937г. в ракетном центре «Пенемюнде» расположенном вблизи острова Узедом разрабатывалось секретное оружие III рейха, крылатые ракеты Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2.

После того как 17 августа 1943г. 597 четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков «Avro Lancaster» и «Handley Page Halifax» королевских ВВС Великобритании устроили в Пенемюнде огненную бурю, немцам для восстановления инфраструктуры полигона понадобились тысячи узников.

Девятаеву понадобилось немного времени, для осознания того, что сбежать с острова если и можно, то только по воздуху.

Закапывая воронки, разбирая руины, маскируя самолеты и ангары с помощью росших в передвижных тележках деревьев, Михаил постоянно наблюдал и анализировал информацию об инфраструктуре островного аэродрома.

Он узнал, что на авиабазе помимо истребителей базируется готовый в любое время к вылету «Heinkel 111», с вычурным вензелем «G.A.» на фюзеляже.

Как-то наблюдающего за «Хенкелем» Михаила поманил пальцем, сидевший за штурвалом в прозрачном конусе кабины обер-лейтенант.
Со смехом щелкая тумблерами, летчик показал пленному, как заводятся двигатели «двухмоторного коршуна».

Работая узники, где только могли, собирали с уничтоженных «сто одиннадцатых» фрагменты приборных досок, проносили добычу в барак, где Михаил изучал фрагменты авиационного оборудования, пытаясь понять, как управлять бомбардировщиком.

В начале февраля 1945г. группа из 10 человек подготовила план побега, участники заранее распределили роли: убийство конвойного, открытие кабины бомбардировщика, подготовка рулей высоты, выемка колодок из-под шасси, наблюдение за ситуацией вокруг самолета.           

8 февраля Девятаев удовлетворенный погодными условиями сообщал товарищам, что сегодня они попытаются угнать самолет.

В 12:00 лейтенант Иван Кривоногов заточенной арматурой убил конвоира.

Петр Кутергин переодевшись в эсэсовскую шинель «отконвоировал» беглецов к стоянке бомбардировщика с таинственным вензелем «G.A.».

Железным стержнем Девятаев вскрыл замок кабины и залез в самолет, ключ зажигания немецкие пилоты даже не забирали с собой.        

Подкатив тележку с тяжеленными аккумуляторами, беглецы подключили их к самолету. Михаил, щелкнув тумблерами, показанными немецким летчиком, завел двигатели «Хенкеля». Бомбардировщик медленно покатился по взлетной полосе.

Чтобы фашистам не бросилась в глаза полосатая роба, Девятаев заранее разделся, оставшись в костюме Адама.


С первого раза взлететь не удалось, с холодным спокойствием Михаил зашел на второй круг. Немцы, понимая, что пилот вытворяет нечто несуразное, подняли на аэродроме тревогу.

Вновь набрав скорость, Девятаев в момент отрыва шасси от взлетки закричал: «Парни, штурвал на себя», у него имевшего острый дефицит веса просто не было сил одному поднять самолет в воздух. Через секунды проклятые бараки концлагеря «Узедом» остались внизу.

Немецкое командование понимая, что только что у него из-под носа русские «смертники» угнали самолет с секретной телеметрической аппаратурой, подняли в воздух звено истребителей, под командованием кавалера двух «Рыцарских крестов железного креста» и «Немецкого креста в золоте» прославленного аса Гюнтера Хобома.

Уже в воздухе Михаил решил высоко не подниматься, а идти на восток на бреющем полете, сверху «Хенкель» был практически невидим для истребителей погони, а снизу не вызывал никакой реакции у немецких зенитчиков над чьими батареями несколько раз пролетали «девятаевцы».

В полете Девятавев встретился с «Focke-Wulf FW-190» немецкого аса Вальтера Даля, он не сбил бомбардировщик, только потому, что его боекомплект был пуст.

Непонятно почему Даль не захотел пойти на таран, так как он это сделал 13 июля 1944г. уничтожив тяжелый бомбардировщик «В-17» ВВС США.

На подлете к Польше Девятаев столкнулся с заградительным огнём советских зенитчиков, машину прошили десятки осколков, у польского городка Woldenberg Михаил посадил бомбардировщик на брюхо, да так что никто из его товарищей не получил ни одной царапины.

На допросе беглецы показали особистам координаты секретного немецкого полигона, по которому потом 5 дней наносили удары советские бомбардировщики.

Волей судеб вскоре Девятаев снова попал в «Заксенхаузен», ставший после победы «Спецлагерем №7» Народного комиссариата внутренних дел СССР.

Помимо нацистов, офицеров вермахта, иностранцев, тут содержались и бывшие советские военнопленные, ожидавшие отправки в Советский Союз.

В сентябре 1945г. Михаил по просьбе некоего «полковника Сергеева» (Сергей Павлович Королёв) показывал и рассказывал гостю о полигоне Пенемюнде.

В знак благодарности полковник пообещал добиться скорого освобождения Девятаева. Товарищ Сергеев сдержал данное слово и вскоре Михаила Петровича освободили.

В 1957г. благодаря ходатайству Королева смелому летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Незадолго до своей смерти в 2002г., 85-летний Михаил Петрович встретился в Пенемюнде, где о его подвиге снимали документальный фильм с Гюнтером Хобом.

Немецкий ас рассказал Девятаеву, о том, что, не найдя 8 февраля 1945г. угнанный советскими заключенными самолет он доложил Герингу, что бомбардировщик был уничтожен им над водами Балтийского моря.

Сегодня в честь подвига группы Девятаева в Саранске установлен памятник «Побег из ада» с именами 10 советских героев:
- М. Девятаев;
- И. Кривоногов;
- М. Емец;
- Ф. Адамов;
- В. Соколов;
- Т. Сердюков;
- И. Олейник;
- В. Немченко;
- Н. Урбанович;
- П. Кутергин.

Tags: Великая Отечественная война, Михаил Девятаев, русский характер., советские Герои
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Корабли науки

    Американские эксперты полагают, что, если к концу XXI столетия запасы нефти, газа, меди, олова, золота и других полезных ископаемых на суше…

  • Морские буровые

    Первые попытки добычи нефти со дна моря начались еще в третьем десятилетии XIX века. Однако лишь в 1949 году была создана автономная буровая…

  • Корабль снабжения «Витус Беринг»

    Известно, что в последние десятилетия развитие морского флота идет по пути создания специализированных судов – газовозов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments