fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Сначала только кино перенесет человека в иные миры




«…Что же, как не кино, перенесет нас зримо в иные миры, на другие планеты, что расширит наш духовный мир, наше познание до размеров поистине фантастических? Кинематография. Какие просторы открываются для творчества перед современным писателем кино! Сколько открытий ждет его в этой изумительной деятельности», — так говорил А. П. Довженко на Втором Всесоюзном съезде советских писателей.


Слова Довженко можно отнести не только к космической теме, хотя, как и в литературе, она в кинофантастике заняла ведущее место. Сам Довженко мечтал снять интереснейший фильм — «В глубинах космоса». Сохранилась сценарная разработка, которая дает представление о задуманном им фильме (опубликована в журнале «Искусство кино», 1958, 6).

Этот фильм, по словам Довженко, должен был стать новой поэмой о человеке второй половины XX века, о решении величайшей из сверхзадач человечества. Все сделать, подчеркивал он, чтобы в сценарии не было символики, а была новая поэзия, новая героика и лиризм нового мировидения. Конкретная тема путешествие на Марс перерастает в тему глубочайшего философского звучания: о победе над безграничными просторами Вселенной и множественности обитаемых миров.

Довженко смело переплетает судьбы человечества с судьбой наших космических соседей. События впечатляющие, эпохальные, как, например, хроника Великой Отечественной войны, с помощью особого телевизионного передатчика показываются марсианам, а человечество видит марсианский мир. Его «открытие» неизмеримо обогащает людей Земли.

«И станет еще известно по ходу фильма: разумные существа поднялись культурно неизмеримо выше нас, жителей Земли, только на тех планетах, где они все пришли к коммунизму. Там же, где по тем или иным причинам это не удалось, они выродились и, опустошив свои планеты в битвах, погибли. Их погубили деспоты и глупцы», — писал Довженко.

Он предполагал ввести в кино повествование о выдающихся людях современности, комментирующих необычайные картины, увиденные космонавтами или показанные на Земле. Например, в плане намечен эпизод с Циолковским («таким образом будет подчеркнута волнующая достоверность этого фантастического фильма»).

Предполагалось наряду с дикторскими текстами, внутренними монологами и диалогами ввести «тишину Космоса» — обычную или музыкальную.

Красной нитью через весь замысел Довженко проходит мысль: поэма о вечном огне Прометея. Герои неразрывно связаны с родной Землей, именно ради прогресса земного человечества они и решают «величайшую из сверхзадач». («Космонавты возвратились из других миров туда, где они родились, где им надлежит умереть. Поэтому они стали на Земле на колени, потом легли и поцеловали ее, заплакав от счастья»).

«В глубинах космоса» — пример вдохновенной увлеченности художника большой романтической темой, позволяющей подняться до высот философских обобщений.

Еще перед войной А. Беляевым был написан сценарий художественного научно-фантастического фильма «Когда погаснет свет»* (опубликован впервые в журнале «Искусство кино», 1960, 9-10). Сценарий создан по мотивам рассказа «Анатомический жених», в котором показана трагическая судьба «маленького человека», послужившего объектом необычного эксперимента.

В послевоенные годы был опубликован ряд научно фантастических сценариев.

По мотивам романа В. Обручева «Земля Санникова» Л. Платовым написана научно-фантастическая киноповесть «Птица Маук» («Вокруг света», 1947, 1–3).

Действие сценария В. Соловьева «Триста миллионов лет спустя» («Юный техник», 1956, 3–4; 1957, 1, 2) относится к 1980 году, когда на Венеру стартует автоматическая ракета, полетом которой управляют советские ученые с Земли. Телевизионная межпланетная экспедиция и ее подготовка таково основное его содержание.

В киноповести А. Сазонова «Звездная Одиссея» («Наука и жизнь», 1960, 10–12) переплетаются две линии: разгадка тайн Марса и открытие легендарного материка Атлантиды. Торжество разума главная мысль «Звездной Одиссеи» — находит выражение и еще в другой, боковой сюжетной линии. Один из героев, иностранный ученый, считает неизбежной гибель высоких цивилизаций. Эта теория опровергается открытиями советских космонавтов и океанавтов исследователей океанских глубин. В повести есть эпизоды, изображающие полет и посадку космического корабля на Марс, природу Марса и его спутника Фобоса, жизнь на обитаемом спутнике Земли, плавание исследовательской атомной подводной лодки.

Отрывки из сценария А. Сазонова и Е. Помещикова «Небо зовет» опубликованы в 1958 году в журнале «Советский экран» ( 22).

Сценарий Г. Голубева и А. Леонтьева «До свидания, Земля!» («Техника молодежи», 1961, 7–8) также посвящен космической теме полету на Марс. В нем нашла отражение гипотеза об искусственном происхождении спутников Марса, которая привлекла в последние годы внимание ученых и писателей.

Актуальна и тема о «земном Космосе» — неизведанных глубинах нашей планеты. Приключения экспедиции на подземоходе, отправившемся в «антикосмос», составляют содержание киноповести Б. Шейнина «В недрах планеты» («Наука и жизнь», 1962, 1–2). Герои находят следы неизвестных ныне древних культур, проверяют научные гипотезы современной геофизики и геологии.

«Я был спутником Солнца» В. Капитановского и В. Шрейберга («Искусство кино», 1959, 1) — фантастическая киноновелла о человеке и Космосе. Космос может таить неожиданные опасности… Космонавт отправляется на ракете, чтобы разгадать загадку зон повышенной радиации, существование которых подозревают ученые. Его переживания во время полета и составляют сюжетную основу сценария.

В основе сценария «Гость из Космоса» А. Казанцева («Сибирские огни», 1961, 7) — предположение о возможности посещения Земли в древности космонавтами из другой звездной системы, а также гипотеза о гибели планеты Фаэтон в результате атомной войны.

Следует упомянуть также о фантастике в сценарии художественного фильма «Человек с планеты Земля» В. Соловьева и В. Ежова («Искусство кино», 1958, 3; «Советский экран», 1958, 17). Перед нами проходит жизнь Циолковского, и, заканчивая рассказ о его гениальных предвидениях, авторы показывают старт ракеты в первый внеземной рейс.[113]

Фантастика (полет на спутнике-корабле, выход в открытый космос, строительство орбитальной станции, высадка людей на Луну) занимала большое место в научно-художественном фильме «Дорога к звездам» (1957, сценарий Б. Ляпунова и В. Соловьева опубликован в сборнике: Киносценарии научно-популярных фильмов. М., «Искусство», 1958, стр. 231–265).
Борис Валерианович Ляпунов, В мире мечты (Обзор научно-фантастический литературы), 1970г.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Русские Дедалы и Икары

    Первые прыжки с парашютом в российском небе выполнили иностранные воздухоплаватели и парашютисты. Один из них, имевший довольно странную…

  • Трюки в воздухе

    Гарнерен принял усовершенствования, предложенные учеными, модернизировал свой парашют и стал совершать с его помощью показательные прыжки не…

  • Спасатели воздухоплавателей

    Практическим парашютированием люди долгое время занимались от случая к случаю, лишь в чрезвычайных обстоятельствах. Особого желания прыгать с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments