fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Католицизм как средство ополячивания украинцев и белорусов





Римские папы в начале XVII в. сделали новую попытку воспользоваться гражданской войной и польской интервенцией в России для установления здесь своего господства. Известно, что Лжедмитрий был ставленником польских магнатов и иезуитов. Папа римский Климент VIII и иезуиты поддерживали самозванца, рассчитывая, что если ему удастся завоевать русский престол, то он распространит в России католическую веру. В соглашении, заключенном Лжедмитрием с иезуитами в Польше, прежде чем тот пошел на Москву, говорилось, что иезуиты дадут самозванцу денег на наем войска для похода на Москву, а тот дает за это папе обязательство, что вся Россия перейдет в католическую веру.

Когда самозванец вступил в Москву, к нему в 1605 г. приехал папский посол с поздравлением и «для возобновления союза, заключенного им в Польше». Однако и на этот раз планы римского папы завладеть Россией сорвались: восставшие народные массы России прогнали польских интервентов, а самозванец был убит.
Папа пытался насадить католицизм на Украине и в Белоруссии при помощи польских панов. Начиная с конца ХVI столетия польские помещики для закрепления своего господства и полонизации населения в украинских и белорусских землях стали насильственно насаждать католическую веру. Так как украинские и белорусские крестьяне видели в католицизме религию своих угнетателей - польских панов и не соглашались принимать эту веру, то, с согласия римского папы Климента VIII, паны и ксендзы стали насаждать так называемую униатскую веру.
Униатство представляло собой нечто среднее между православием и католицизмом: обряды были православные, а догматы, вероучение - католические. Иезуиты считали, что народ не разбирается в тонкостях вероучения, а знает только обрядовую сторону религии, и поэтому, навязав ему униатство, можно будет со временем провести окатоличивание населения. Вопрос об унии, т. е. об объединении церквей - православной и католической, был решен на церковном соборе в Бресте в 1596 г. Созданная католическими попами и иезуитами уния встретила поддержку и части высшего православного духовенства Украины, связанного своим имущественным положением и происхождением с польской землевладельческой знатью. Униатская церковь с самого начала находилась под властью римского папы. Если вначале разница между православием и униатствм была незначительная, то уже в 1720 г., на Замойском униатском соборе, в униатской церкви были введены чисто католические порядки.
Польские паны видели в униатстве и католицизме средство ополячивания украинских и белорусских крестьян и подчинения их своему господству. Уния вводилась попами и ксендзами насильственно. Православных сгоняли на проповеди католических попов; секли розгами не желавших перейти в униатство. В одном архивном документе рассказывается, что, приехав в город Черкассы, ксендз Мокрицкий собрал народ и предложил перейти в униатство. Народ отказался. Тогда «губернатор с стражниками и войсковыми жолнерами начали людей бить, так что роти раздирали, ноги и руки выворачивали и к смерти почитай троих человек прибили». Тот же ксендз Мокрицкий, приехав в село Телепин (в 1766 г.), объявил, что все жители, как не-униаты, приговариваются к казни. В село было прислано 500 солдат для совершения казни. Только под этой угрозой население села приняло униатство. 29 июля 1766 г. в местечке Мглеево был сожжен старик Даниил Кушнер за отказ перейти из православия в униатство. Польские власти согнали жителей окружающих сел смотреть на это зрелище. Старику обвили руки паклей, облили смолой, и палач зажег их.
Римский папа требовал от польских панов, чтобы они не шли ни на какие уступки православному населению и заставляли его переходить в унию (или католичество).
Но народные массы Украины и Белоруссии не хотели унии и католицизма, так как в навязывании им этой религии справедливо видели новое средство их дальнейшего закрепощения панами. В ответ на усиление панского - крепостнического, национального и религиозного гнета в XVII в. поднялись на Украине массовые крестьянские восстания. Восстание украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого было направлено не только против панов, но и против католицизма и унии. В числе требований Хмельницкого было уничтожение унии, прекращение преследований православной веры католиками и запрещение иезуитам проживать на Украине. В 1649 г. в договор, заключенный между Хмельницким и польским королем после разгрома Хмельницким польской армии у Зборова, вошли эти требования украинского народа.
В освободительной войне, которую вел в XVII в. украинский народ против польских панов и которая закончилась присоединением Украины к России, за спиной шляхетской Польши стоял и Ватикан.
Михаил Шейнман, «Кто такие папы римские», 1941г

Tags: Папизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments