fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Впятером на двухместном самолете





Родился в большой крестьянской семье 27 октября 1922 года в Тамбовской области, Кирсановском районе, д. Дербень. По национальности русский, православный. В 1937 году закончил семь классов и поступил в тамбовский техникум ж/д транспорта, который закончил в 1940 году. После окончания техникума добровольцем поступил в тамбовскую авиационную школу пилотов, в которой находился с 1940 года по май 1943 года. О начале войны узнал на полевом аэродроме Орловка близ Тамбова 22 июня 1941 года.

С началом великой Отечественной войны из моей большой семьи (9 детей - 7 братьев и 2 сестры) были мобилизованы на фронт 4 брата:

Яков, 1904 г.р., погиб на Западном фронте в августе 1943 года;
Алексей, 1907 г.р., погиб под Москвой в ноябре 1941 года;
Андрей, 1911 г.р., погиб под Ленинградом в 1941 году;
Петр, 1925 г.р., погиб в белорусской операции 19.01.1944 года.
Я, пятый брат, остался жив. В настоящее время из братьев и сестер в живых никого нет.

* * *
Выполняя боевые задания, штурмовики действовали в зоне действительного огня всех видов стрелкового и артиллерийского оружия. Поэтому каждый боевой вылет требовал максимального напряжения физических и моральных сил, был своеобразным подвигом и проявлением смелости и героизма. Таких боевых эпизодов много, но особым по сложности и отваге был полет впятером на двухместном самолете. Об этом в свое время писали газеты: «Правда», «Литературная газета», «Красная Звезда». 9 июня 1995 года «Красная Звезда» повторила рассказ обо мне и моих товарищах (автор - мой однополчанин полковник Казаков Г.П.). Впятером на двухместном самолете 10 марта 1944 года. Летчики 503-го ШАП нанесли удар по аэродрому у поселка Водопой вблизи Николаева, где гитлеровцы сосредоточили большое количество своих самолетов. Действия штурмовиков прикрывали летчики 73-го гвардейского истребительного авиационного полка. Когда после успешного налета наши самолеты взяли курс на свои аэродромы, немецким зенитчикам удалось подбить один из истребителей. Летчик - а им был младший лейтенант Иосиф Стопа - был вынужден приземлиться на захваченной врагом территории, на поле между селами Ново-Николаевка и Ольговка. Я летел в замыкающем звене штурмовиков, решил спасти попавшего в беду и пошел на посадку. Заметив мой маневр, командир звена лейтенант Андрей Демехин и его ведомый младший лейтенант Петр Клюев, считая, что мой самолет поврежден, стали кружить над местом посадки товарища. Ил-2 приземлился рядом с истребителем Як-1, но на пробеге самолет стал крениться, потом его резко развернуло. Я и воздушный стрелок Николай Хирный, выскочив из кабин, увидели, что левое шасси пробито осколками зенитного снаряда, колесо спущено. К нам подбежал летчик-истребитель Стопа и понял, что мы сами попали в беду и выручить его не сможем. Я вскочил на крыло самолета и по радио Демехину: - Пока не поздно, уходите! Пробита покрышка. Колесо спущено. Грунт тяжелый. Взлететь не смогу. Живыми нас не возьмут. Прощайте, друзья! Чтобы показать безвыходность положения, я поджег самолет. Тем временем к месту посадки советских самолетов устремились гитлеровцы. Демехин и Клюев пушечно-пулеметным огнем заставили их залечь. И тогда Андрей Демехин, дав Клюеву команду прикрыть его, сам пошел на посадку, на выручку товарищей. В конце пробега самолет застрял в размокшем черноземе. Подбежавшие - я, воздушный стрелок Хирный и Степан, - срывая ногти, скребли грязь с колес и выкатили самолет на более твердый грунт, на протоптанную скотом тропу. С нее можно было взлететь. Но время, время... Я и Стопа по приказу Демехина втиснулись в кабину стрелка. Воздушный стрелок Демехина Иван Разгоняев и стрелок Хирный встали на подкосы шасси, втиснули туловища в гондолу, куда убираются шасси после взлета. А в это время Иван Клюев заход за заходом обстреливал гитлеровцев, чтобы не дать им возможности приблизиться к пилотам. Когда боеприпасы закончились, он летал на бреющем полете, буквально прижимая гитлеровцев к земле. Разбег Ила перед взлетом был долгим, затяжным, казалось, что он никогда не закончится. Но вот с большим трудом самолет оторвался от земли и взял курс на восток. Клюев пристроился к нему и сопровождал до самой посадки. На своем аэродроме летчики получили телеграмму от коллег-истребителей: «Искренне благодарим летчиков за спасение младшего лейтенанта Стопы. Заверяем, что истребители никогда не забудут этого». Андрей Демехин и Петр Клюев закончили войну Героями Советского Союза. К сожалению, они погибли за штурвалами боевых самолетов при выполнении служебных заданий уже в мирное время. Высокими наградами был отмечен и мой боевой путь. Закончил службу в Вооруженных Силах в 1985 году в должности начальника штаба дальней авиации. Жители села Ново-Николаевка Жовтневого района Николаевской области, которые были свидетелями подвига отважных летчиков, не забыли его. Следопыты местной школы во главе с Николаем Сенчиным долго вели поиск участников подвига. У них в гостях побывал и я, уже генерал-лейтенант. В честь фронтовиков сельчане поставили памятный знак с изображением самолета, совершающего посадку. Подвиг фронтовиков и сейчас служит примером для молодежи, примером верности воинскому долгу, дружбы и товарищества. Военные боевые действия закончил в 1945г. в марте месяце на аэродрома Смышляевка Куйбышевской области, куда полк прибыл с 1-го Прибалтийского фронта для получения новых самолетов Ил-10. На этом аэродроме наш полк застал конец Великой Отечественной войны. Всего за годы ВОВ на Южном, 4-м Украинском и 1-м Прибалтийском фронтах совершил 117 боевых вылетов, сбросил на голову противника более 50 тонн бомб, израсходовал более 500 реактивных снарядов РС-82, около 18000 23-мм снарядов к пушкам «ВЯ». Военная судьба ко мне была благосклонна. Я не был ранен, хотя много раз привозил тяжелые травмы на теле самолета. В марте-мае 1945г. полк получил на заводе новые самолеты Ил-10, и было определено место его постоянной дислокации - г. Броды Прикарпатского ВО в составе 206-й ШАД (командир - полковник Политыкин), командир 503-го ШАП - полковник Плаксий. Начался новый этап моей жизни и воинской службы. К мирным дням постоянной боевой учебы привыкали сложно, г. Броды был на 80% разрушен. Жили в стесненных условиях. В ходе учебных полетов погибли мои боевые товарищи - Герои Советского Союза Андрей Демехин (август 1945г.) и Петр Клюев (июнь 1946г.). В конце 1946г. мне было предложено поехать поучиться на курсы командиров эскадрильи в г. Люберцы Московской области, где я находился с декабря 1946г. по декабрь 1947г. По окончании курсов был назначен командиром штурмовой авиаэскадирильи 906-го ШАП 252-й ШАД, которые дислоцировались на территории КНДР в г. Пхеньяне. В течение двух лет (1947-1949гг.) полк находился в Северной Кореи, бывали у нас Ким-Ир-Сен - президент КНДР и Ким-Дубон - Председатель Народного Собрания. Мы, летчики, упорно осваивали новый театр военных действий. В конце 1949г. наши войска были выведены с территории КНДР, в Приморский край. Полк расположился на аэродроме Михайловка, в 15 км от г. Уссурийска. Здесь я прожил с 1949г. по 1953г. В 1951г. был назначен командиром 78-го ШАП 109-го ШАД. Командовал полком до 1953г.
Генерал-лейтенант авиации Владимир Егорович Милонов

Tags: История СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments