fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Category:

Несостоявшийся советский автоконструктор Фердинад Порше






3 сентября 1875 года в семье судетских немцев в городке Мафферсдорф (Вратиславице-над-Нисоу, Чехия) родился Фердинанд Порше. Его отец Антон был владельцем механической мастерской. У Фердинанда был старшие брат и сестра, отец хотел передать дело «старшенькому мальчику», но вот беда тот погиб во время взрыва в мастерской. Так Фердинанд стал наследником, с 15 лет он помогал отцу в мастерской, а повзрослев, поступил в университет расположенный в соседнем городке Райхтенберг.
В 1898 году Фердинанд создал первый в мире гибридный автомобиль «Lohner-Porsche», это был электромобиль с бензиновым двигателем. В 1900 году на «Всемирной выставке» (Exposition Universelle) в Париже (посетило 50 млн. человек) изобретение Порше получило Гран-при.

В 1903 году Фердинанд женился на Алоизии Йоханне Каес.
29 августа 1904 года она подарила мужу дочь Луизу. В 1910 году на свет появился наследник Фердинанд (Ферри) Антон Эрнст.
В 1906 году Порше стал техническим директором в венском представительстве компании «Daimler».
В 1910 году созданный им австрийский «даймлер» участвовал в автомобильном ралли организованным кайзером Вильгельмом II. Конструктор Порше участвовал в гонке в качестве пилота, его механиком был молодой хорватский технарь Иосип Францович Брозович. Спустя годы он станет президентом Югославии – Иосипом Брозом Тито. Автомобиль «Порше-Тито» занял первое место .
В период I мировой войны, за конструирование моторов для самолетов, дирижаблей и танков Фердинанд получил от кайзера Вильгельма «Крест за заслуги».
После войны Порше перебирался в немецкий Штутгарт и занял пост технического директора в концерне « Daimler-Benz AG», в этот период времени автоконструктор придумал концепцию «народного автомобиля» (Volks-wagen).
В 1931 году он создал собственную компанию, его агенты связывались с европейскими автомобильными концернами и предлагали запустить в производство разработки Порше. Отовсюду следовали отказы, мир впал в «Великую депрессию».
Однажды утром секретарша сообщила Фердинанду, что с ним хотят встретиться советские инженеры, находящиеся в Германии на стажировке. Удивленный Порше согласился. Во время беседы «красные конструктора» предложили ему посетить СССР.
В 1932 году Фердинанд прибыл в Советский Союз, его принимали с помпой, конструктору показали автомобильные, авиационные и танковые заводы. После этого состоялась его встреча с председателем «Совета народных комиссаров СССР» Молотовым. Вячеслав Михайлович вокруг да около не стал крутить, он сходу предложил немцу перебраться в Союз. Под предлогом того, что ему удалось собрать в своем КБ уникальных специалистов, и часть из них гарантировано откажется работать на красных, Порше отказался от предложения.
В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, обещавший избирателям серьезный рост экономики и благосостояния немецкой нации. Фюрер кричал с трибун, что каждый немецкий рабочий не станет в любую погоду ходить на работу «пешкодралом», он будет приезжать на завод на «народном автомобиле». 
Рабочих призвали еженедельно перечислять 5 марок на специальный «автосчет», через четыре года, когда на нем образуется сумма 990 марок, они смогут приобрести автомобиль «Kraft durch Freude» (KdF – «Сила через радость»).
340 000 немцев внесли на «народный автомобиль» 112 000 000 рейхсмарок. Машины рабочие не получили, помешала II мировая война. После падения фашистского Берлина, выжившие обманутые «автомобильные дольщики» потребовали вернуть накопленные деньги, однако их вклады сожрала война. Порше предоставил вкладчикам только незначительную скидку при покупке нового автомобиля. Поршевский «Жук» производившийся с 1938 по 2003 год, стал самым массовым автомобилем за всю историю, с конвейера сошли 21 600 000 автомобилей.  
Во время II мировой войны Порше создал на платформе «Жука» вездеходы и амфибии, также конструктор разработал две тяжелых и супертяжелую боевые машины:

Танк «Тигр P» (произведено 10 единиц) :
20 апреля 1942 года, Гитлер воочию увидел 2 новых танка VK4501 (H) и VK4501 (P), первый образец создал машиностроительный завод «Хеншель»,  а второй Фердинанд Порше. Победил проект Хеншеля, в целях эксперимента нацисты согласились опробовать в бою 10 экспериментальных и дорогих игрушек «от Порше».

САУ «Фердинанд» (произведена 91 единица):
В начале 1943 года с конвейера сошла тяжелая самоходно-артиллерийская установка (САУ) Panzerjager Tiger (P), Гитлер лично распорядился присвоить самоходке имя Фердинанд.
Премьера этих неповоротливых монстров состоялась на Курской дуге. Массированное применение «Фердинандов» в начале июля 1943г. под станцией Поныри оказалось неудачным. К 14 июля немцы потеряли 21 САУ.
Ремонтным бригадам не удалось эвакуировать с поля боя шестидесяти пяти тонные махины. Перед отступлением немцы подорвали изувеченных мастодонтов.
В 1944 году Порше модернизировал самоходку, превратив ее из «Фердинанда» в «Элефанта» (слон). Среди немецких солдат новое имя не прижилось, они по-прежнему называли САУ «Фердинандами».

Сверхтяжелый танк «Maus» (произведено 2 единицы):
«Мышонок» спроектированный Порше весил 189 тонн. Первый великан охранял подъездную дорогу к германскому генеральному штабу в Цоссене, а второй рейхсканцелярию фюрера.
Один из взорванных танков вывезли в СССР, сегодня реконструированный образец можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке.

Согласно легенде, после нападения на СССР Порше пригласили в Абвер и попросили рассказать о его предвоенном визите на танковые заводы СССР и увиденных там технологиях. Порше отказался говорить о русских инженерных разработках, конструктор сказал что он обещал красным не разглашать информацию полученную в ходе не состоявшейся коммерческой сделки.

В 1945 году Порше и его сына Ферри арестовали по запросу французских властей. Их обвинили в том, что они использовали на заводах труд военнопленных и сотрудничали с фашистской верхушкой. Ферри освободили в 1946 году, по одной версии он выкупил из неволи отца за 1 млн. франков, по другой Порше откупился сам, выступив в роли консультанта (конструктора) французского автомобиля Рено - 4CV. После 9 встреч-консультаций Порше уверил французских заинтересованных лиц в том, что модель можно выставлять на конвейерную сборку.
В 1949 году Порше освободили, пребывание в тюрьме убило автоконструктора. Перенеся обширный инсульт, 30 января 1951 года Фердинанд Порше скончался. 

Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments