fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Category:

Немецкие реактивные самолеты



За последнее время зарегистрирован ряд случаев появления в воздухе новых немецких самолетов, снабженных реактивными двигателями. В основном этим видом воздушного оружия оснащаются части немецкой истребительной авиации. Что представляют собой эти новые немецкие машины? Попытаемся вкратце остановиться на их некоторых технических данных и тактических принципах использования в воздушном бою.

Коренное отличие реактивных самолетов от машин обычного типа заключается в том, что они не имеют винта. Поступательная скорость такому самолету сообщается реакцией струи газов, выбрасываемых из сопла реактивного двигателя. На немецких самолетах устанавливаются два типа реактивных двигателей: жидкостные и воздушные. Жидкостный реактивный двигатель более мощен и имеет неограниченный «потолок». Самолеты с жидкостным реактивным двигателем снабжаются не только соответствующим запасом горючего, но и кислорода, необходимого для поддержания горения. Однако следует заметить, что большой расход горючего делает этот двигатель весьма неэкономичным в эксплоатации.


Воздушный реактивный двигатель в отличие от жидкостного необходимый для работы кислород берет из окружающего воздуха, нагнетаемого под определенным давлением. Работа двигателя этого типа тесно связана с плотностью окружающего воздуха, поэтому мощность его на больших высотах падает. Вместе с тем этот двигатель в эксплоатации значительно экономичнее жидкостного.

Типичным представителем самолета с жидкостным реактивным двигателем является немецкий одноместный истребитель-перехватчик типа «Мессершмитт-163». Этот самолет смешанной конструкции имеет короткий, толстый фюзеляж каплевидной формы. В носовой части аппарата расположена ветрянка, которая служит для привода генератора электросистемы. Фонарь кабины пилота имеет плавные очертания. В хвостовой части фюзеляжа расположено сопло реактивного двигателя, через которое выбрасываются газы. Горизонтального хвостового оперения на машине нет. Вертикальное оперение: киль и руль поворота расположены в задней части фюзеляжа. Размеры «МЕ-163» небольшие. В длину он имеет около шести метров. Размах крыльев — 9 1½ метров. По внешнему виду эта машина напоминает собой моноплан типа «Летающее крыло» (рис. 1). Одной из особенностей «МЕ-163» является то, что он не имеет обычного шасси. Два колеса, установленные на этом самолете, сбрасываются сразу же после взлета. Посадка производится на небольшой скорости на специальные подфюзеляжные лыжи.

В качестве горючей смеси для двигателя, установленного на «МЕ-163», применяется смесь концентрированной перекиси водорода и метилового спирта. Для ускорения процесса сгорания в смесь вводится катализатор, из раствора перманганата калия. Запас горючего на «МЕ-163», помещен в фюзеляже и крыльевых баках, сообщающихся между собой.

Вооружение «МЕ-163» состоит из двух пушек, расположенных в плоскостях. Бронирован этот самолет сравнительно легко. О его уязвимости наглядно свидетельствует факт, когда при первом же попадании снаряда в левую заднюю часть фюзеляжа произошел сильный взрыв. В другом случае пулевым прострелом верхней части фонаря кабины был убит летчик.

Для более полной характеристики летно-тактических данных «МЕ-163» упомянем о том, что при непрерывной работе двигателя (на полной мощности) машина может находиться в воздухе всего только 8—10 минут, а при импульсивной работе двигателя (режим планирующего полета) — до 20—25 минут. Вместе с тем скорость и скоропод’емностъ этого реактивного самолета превосходят те же данные обычных немецких истребителей типа «ME-109» или «ФВ-190».

«МЕ-163», как правило, взлетает с помощью собственного двигателя. Однако взлет может быть осуществлен и с помощью специальной ракетной установки. На взлете за самолетом обычно остается длинная полоса белого дыма. При планирующем полете она исчезает и появляется вновь при включении двигателя. Фигуры боевого пилотажа, выполняемые на «МЕ-163», отличаются исключительно большими радиусами разворота. Маневренность этой машины несколько улучшается на скорости планирующего полета, но вместе с тем значительно ухудшается устойчивость самолета.

Представителем другого реактивного самолета германской авиации является «Мессершмитт-262». Это — одноместный, двухмоторный, цельнометаллический низкоплан с трехколесным, убирающимся в полете шасси (рис. 2). Фюзеляж» МЕ-262» исключительно обтекаемой формы; носовая часть его значительно выступает за моторные установки. Каплеобразный фонарь кабины пилота дает хороший круговой обзор. Между моторами и фюзеляжем на самолете установлены закрылки. Хвостовое оперение — однокилевое, свободнонесущее. По своим размерам «МЕ-262» так же, как и «МЕ-163» — не велик. Его длина немногим больше 10 метров, размах крыльев около 12½ метров. Самолет обладает большей продолжительностью полета, достигающей 45—50 минут.

Моторная группа этого немецкого самолета состоит из двух воздушных турбореактивных двигателей, установленных под плоскостями. Горючее для питания двигателей размещено в четырех баках, находящихся в фюзеляже. Подача горючего к двигателям из всех баков происходит одновременно. В качестве горючего применяется соляровое (дизельное) масло. Запуск турбины двигателя осуществляется с помощью обычного бензомоторчика, который за две-три минуты обеспечивает турбине около 6000 об/мин. При достижении этого количества оборотов бензомоторчик выключается и турбина начинает работать на дизельном масле. Реактивная тяга, необходимая для начала движения самолета, соответствует 7000–8000 об/мин.

Вооружение «МЕ-262», как истребителя или штурмовика, состоит из четырех пушек, установленных в носовой части фюзеляжа. В бомбардировочном варианте он вооружен двумя пушками и кроме того берет на борт около 200 килограммов бомб.

Каковы основные тактические принципы использования немцами своих новых самолетов? Главным образом на них возложена служба истребителей-перехватчиков, действующих как одиночно, так и небольшими группами. Иногда «МЕ-262» используется и как многоцелевой самолет: бомбардировщик, штурмовик или разведчик.

Встречи в воздухе с новыми немецкими самолетами уже дали возможность установить некоторые применяемые фашистскими пилотами приемы воздушного боя.

В большинстве случаев пилоты немецких реактивных самолетов стараются использовать скоростные возможности своих машин и предпочитают атаки с заходом в хвост, с большой высоты и со стороны солнца. Другие виды атак на реактивных самолетах практикуются редко. Причин к этому несколько. Во-первых: на встречных курсах, при наличии большой собственной скорости, пилот реактивного самолета имеет очень ограниченное время для прицеливания. Практикой установлено, что при попытках произвести лобовую атаку он может выпустить только одну очередь, в то время, как при заходе в хвост огонь ведется несколькими очередями. Во-вторых: довольно сложное управление реактивным самолетом при лобовой атаке создает угрозу непроизвольного столкновения с целью. В особенности это относится к «МЕ-163», пилоты которых, как правило, стараются применять только один вид атаки: в хвост. Наконец, в-третьих, реактивные самолеты при лобовой атаке «проскакивают» цель, и, разворачиваясь с большим радиусом, пилот теряет ее из поля зрения, лишая себя возможности произвести повторную атаку.

Большинство атак реактивных самолетов происходят с превышением над целью в 400—500 метров. «МЕ-163», находясь в режиме планирующего полета, иногда производят атаки и снизу. Во время атаки реактивных самолетов при подходе их к цели, иногда наблюдалось уменьшение скорости. Однако сразу же после открытия огня выход из атаки осуществляется включением двигателя на полную мощность с одновременным набором высоты.

Для успешной борьбы с немецкими реактивными самолетами необходимо с максимальной возможностью использовать маневренные качества и вооружение своего самолета. Опыт учит ряду приемов борьбы с этим новым немецким воздушным оружием. Скажем о некоторых из них. Прежде всего следует вынуждать пилотов немецких реактивных самолетов к невыгодным для них лобовым атакам. В воздушном бою с реактивными самолетами выгодно на расстоянии в 500—600 метров от них производить крутые развороты. Этим создается такое положение, при котором фашистский пилот неизбежно «проскочит» цель и при попытке к крутому развороту попадет во внешний круг, оказываясь под прицельным огнем нашего самолета.

Воздушные бои, проведенные с реактивными самолетами, указывают на значительную уязвимость последних. Учитывая небольшую продолжительность полета реактивного самолета, в каждом воздушном бою нужно стремиться увлекать немецких летчиков в сторону от своих аэродромов. При попытках же немцев выйти из боя — наносить им удар, отрезая путь к базе.

Реактивные самолеты — одна из последних новинок вражеской авиационной техники. Пристально изучая поведение немецких пилотов и их тактические приемы, наши летчики в каждом конкретном случае найдут наиболее реальные способы борьбы с реактивными самолетами немцев, беспощадно уничтожая врага как в воздухе, так и на земле. //Подполковник В.Натесов.
«Красная звезда» №72, 27 марта 1945 года

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments