fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Расшифровываем картину - Сад земных наслаждений



Нидерландский художник Йерун ванн Акен творил под псевдонимом Иероним Босх.
Художниками были его дед, и четверо из пяти его сыновей включая отца Босха, Антония ван Акена.
Поклонником творчества мастера слыл король Испании и герцог Нидерландов Филипп II. Картина Босха «Семь смертных грехов» висела в спальне монарха. Спрос на произведения мастера в три-четыре раза опережал предложение. Чтобы удовлетворить запросы всех клиентов, художник открыл рядом со студией, копировальную мастерскую.
В 1508 году он разрешил в ней работать немецкому живописцу Лукасу Кранаху, создавшего копию неподражаемого триптиха мастера – «Страшный суд».
После смерти Босха в 1516 году, о его картинах забыли, и только с началом разгульного XX века человечество открыло для себя одного из самых сложных мировых художников.

Его картины наполнены сложными общими средневековыми шифрами, которые с трудом, но поддаются толкованию, и личными кодировками автора не имеющим однозначной трактовки.
За 13 лет до смерти Босх закончил свою наиболее значимую картину «Сад радостей земных», этот шедевр мастер писал на протяжении 20-25 лет.
При закрытых створках триптих спит, как спал когда-то мир, создаваемый из ничего Господом, так художник изобразил третий день творения мира:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Мир на третий день после творения предстает перед зрителем в серо-черных космических тонах.
Когда створки триптиха открывали, зрителя ждало потрясение. На левой части картины они видели фонтанирующий красками Рай, на правой Ад, а по центру земное бытие в образе «Сада земных наслаждений».
В Раю только что очнувшийся от сладкого сна Адам знакомится с созданной из его ребра Евой. Рай полон противоречий - цветущая пальма смотрит без зазнайства на дряхлую товарку. Лев пожирает трепещущего оленя, а дикий вепрь преследует некоего мифического зверя. В центре Рая бьет источник жизни, покоящийся на необыкновенных темно синих камнях миниатюрного острова. В его основании есть ниша, в которой, нахохлившись, сидит сова предвозвестница будущих несчастий человека.
Центр триптиха содержит «Сад земных наслаждений», эта часть картины буквально брызжет обнаженной натурой. В центре на лошадях, быках, медведях, свиньях, единорогах скачет кортеж нагих всадников. Над ними на рыбах, сфинксах и шарах парят некие мифические существа. Люди объедаются вишней, земляникой, клубникой и виноградом. Все эти фрукты ягоды в средневековье обозначали сладострастие, распутство и блуд. По сути «Сад земных наслаждений» предтеча «теории сексуальности» Фрейда.  
Яблоки плоды греха, раковины символизирующие женское естество, огромные и маленькие ягоды клубники кричат о греховности совокупления.
Гоголь поклонник Босха говорит устами поручика Кувшинникова: 
«...и, поверишь ли, простых баб не пропустил. Это он называет: попользоваться насчет клубнички».
В центре сада находится «Озеро Похоти», посреди которого стоит «Башня соития».
Любовники ласкают друг друга сидя в стеклянных сферах, и спрятавшись под стеклянным куполом. Босх всего лишь напомнил зрителю нидерландскую пословицу:
«любовь ломкое и хрупкое чувство, такое же, как стекло».
Рано или поздно его природная чистота будет заляпана грехами прелюбодеяний и извращений.
Рассохшееся древо в виде раздвинутых женских ног это символ смерти, адских мук за безбожие.
Правая створка триптиха показывает нам Ад неумолимо логичный для любого грешника.
В центре художник изобразил лик сатаны, который с мертвым взглядом и едва заметной улыбкой наблюдает за ударной работой подконтрольного ему ведомства. На полях его шляпы водят хороводы «заслуженные» ведьмы и колдуны.
Нагая грешница с игральной костью на челе, отрубленная кисть с кубиком на пальцах пригвожденная к синему блюду, перевернутый карточный стол символизируют грешников, опутанных пороком азарта.
Демон управляет придворным оркестром своего сюзерена, играя жуткую музыку по нотам, написанным на ягодицах грешника бывшего скрипачом при жизни. Один грешник играет задницей на флейте, другой издает звуки, будучи распят на арфе, а третий мучается и музицирует привязанный к дьявольской мандолине.
Все вещи при помощи которых безбожники при жизни впадали в грех, превратились в Аду в орудие пыток.
Гигантские уши впитывают и передают сатане все вздохи, всхлипы, крики и стенания грешников.
Каждая картина Иеронима Босха это произведение искусства, не поддающееся полному философско-религиозному исследованию. Вдумайтесь, за 40 лет творчества художник оставил потомкам только 25 картин и 8 рисунков.
Несомненно, Босха можно назвать «отцом сюрреализма», а Сальвадора Дали его жалки подобием.

Tags: История
Subscribe

  • Наследники пирата Дрейка

    Знаменитый пират XVI века Фрэнсис Дрейк оставил после себя огромнейшее состояние, которое, из-за отсутствия прямых наследников, поделили между…

  • Благодетель мужчин

    Будущий благодетель мужчин родился 8 июля 1885 года в семье деревенского лекаря. Рано осиротев, он оказался на попечении тетки, так что…

  • Панамская авантюра

    Панамский перешеек — самый узкий участок суши между Тихим и Атлантическим океанами. Неудивительно, что идея соединить водные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments