fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Невероятная судьба лучшего советского подводника Сергея Лисина



Перед нападением на СССР фашистское командование невысоко оценивало уровень подготовки советских подводников и напрасно.
В мае 1942 года гитлеровцы начали работы по блокированию Финского залива от советских подводных лодок. Немцы, в буквальном смысле нашпиговали залив «рогатой смертью» выставив 21 000 мин. Противолодочные минные поля и заграждения надежно прикрывались «морскими охотниками» и торпедоносцами.

Советское командование решило отправить в поход три волны подлодок, главной целью которых было вырваться на оперативный простор. Первая группа приступила к выполнению приказа в июне-июле 1942 года, в нее входили 6 «Щук (тип «Щ»), 2 «Эски» (тип «С»), 1 «Малютка» (тип «М»). Две лодки погибли при прорыве на «большую воду», остальные прорвались, среди них была и подлодка «С-7» под командованием капитан-лейтенанта Сергея Лисина.
8 июля «Семерка» притаилась у входа в шведскую «Норчёпингскую бухту» в 170 километрах от Стокгольма. Москва приказала атаковать в этом районе все торговые суда, несмотря на флаг. Под запретом были только шведские военные корабли. Немцы фрахтовали суда якобы нейтральной Швеции для транспортировки в Рейх железной руды, горюче-смазочных материалов и военной продукции.
7 июля Швеция разрешила своим вооруженным силам и флоту атаковать у своих берегов «неизвестные» подводные лодки.
Пусть теперь всякие «умники» расскажут, что Швеция не помогала Рейху и не воевала против СССР.
9 июля «С-7» атаковал шведский самолет-охотник сбросив на лодку две бомбы.
В отместку вечером не получившая повреждения «Семерка» точной торпедной атакой пустила на дно шведское судно «Маргарета» транспортировавшее в Рейх уголь.
Шведов поразила наглость «красной подлодки» в надводном положении вышедшей на цель и выпустившей торпеду.
11 июля в районе пролива Кальмарзунд «С-7» атаковала конвой, торпедировав шведский транспорт «Лулео» шедший в Рейх с железной рудой. Шведские сторожевики атаковали подлодку глубинными бомбами, но не причинили ей вреда.
14 июля Лисин провел два неудачных пуска торпед по шведским кораблям.
Швеция передала СССР ноту протеста, обвиняя русских в действиях «таинственной подлодки».
Москва приказала Лисину передислоцировать лодку в квадрат между Виндавой и Либавой.
Именно тут 27 июля «С7» вхолостую выпустила торпеду по немецкому судну «Эллен Ларсен». Лисин приказал расстрелять немца из 100-мм корабельной пушки. Капитан «Эллен Ларсена» увидев всплывшую у него по курсу советскую подводную лодку, предпочел выбросить корабль на берег.
30 июля наши подводники торпедой уничтожили транспорт «Кате», а 5 августа финское судно «Похьянлахти».
9 августа победоносная «Семерка» вернулась на базу. Командира Сергея Прокофьевича
Лисина представили к званию Героя Советского Союза, а экипаж к медалям и орденам.
За две недели похода «С-7» потопила 5 вражеских транспортов водоизмещением 11 000 брт, и захватил секретные карты с нанесенными немецкими минными полями.
После кратковременного ремонта подлодки и отдыха экипажа, 17 октября 1942 года «С7» ушла в очередной поход.
21 октября в 20:00 «С-7» находящуюся в надводном положении торпедировала финская подводная лодка «Весихииси» (Морской чёрт). В живых остались только подводники, работавшие на мостике: кап-три Лисин, лейтенант Михаил Хрусталев, матросы Оленин, Субботин и Куница. До выхода Финляндии из II мировой войны советские подводники содержались в финском лагере.
После освобождения из плена, Лисин с товарищами прошли проверку в подольском спецлагере НКВД. Для всех она закончилась полной реабилитацией.
В 1945 году уже в Порт-Артуре капитан Лисин получил заслуженную Золотую Звезду за номером 7123 и орден Ленина, а вот в партии его восстановили только в 1957 году.
Специалистами поход подлодки «С-7» летом 1942 года признан самым результативным за период Великой Отечественной войны.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments