fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Category:

Фильм «Иван Грозный»



Внутренность Успенского собора. Торжественно поёт хор. Перед митрополитом Пименом стоит на амвоне молодой князь московский Иван Васильевич. Престарелый митрополит передает ему знаки царского достоинства: шапку Мономаха, скипетр и державу. Хоры поют всё громче. Радостно звонят колокола. Два молодых боярина осыпают царя дождём золотых монет...

Так начинается фильм о Грозном.


Роль Ивана Грозного исполняет в фильме Н.Черкасов. Напряжённая и страстная воля к возвеличению своей родины является главной чертой характера Ивана. Умный, воодушевленный великой целью человек, видящий в своей государственной власти тот подвиг, который он должен свершить во имя отчизны, дальновидный политик и крупный полководец, — таков Иван Грозный в фильме С.Эйзенштейна…

Фильм этот — яркое, своеобразное и большое произведение кинематографического искусства. Идейная насыщенность и глубокое общественно-историческое содержание фильма выражены в живописной, остро впечатляющей манере.

Вот облечённый в бармы Мономаха, с державою и скипетром царь Иван произносит свою первую речь. Во всей фигуре молодого царя величие и просветлённая сосредоточенность. Его лицо, совсем ещё юное, с умными, горящими глазами, с тонким овалом, дышит уверенностью и волей. Сначала глухо, потом явственнее и твёрже раздаётся его голос. Венчаясь на царство, он тем «навеки многовластию — злокозненному, боярскому, — на Руси предел кладёт».

«Нужна сильная власть, — произносит он решительно, — дабы шеи гнуть тем, кто единству державы российской противится...» И выпукло, крупно показывает режиссёр тех, кто слушает речь царя. В группе иностранцев иронические возгласы. Среди бояр испуг и скрытое возмущение.

«Скорбной силой звучит та часть речи царя, в которой он говорит о русской отчизне, как о теле, «по локти и колени обрубленном», выход к морю — в чужих руках... А посему в день сей, провозглашает он с достоинством, «венчаемся мы на владение и теми землями, что ныне до времени под другими государствами находятся».

Сохраняя драматическую напряженность, фильм словно приоткрывает завесу над далеким прошлым нашей родины, и события эпохи Ивана Грозного оживают во всей их грандиозной значительности и глубоком историческом смысле. Мы видим ожесточенную борьбу Ивана с боярством за единую и централизованную власть, — эту борьбу царь ведет во имя высших интересов родины. Мы видим подготовку к войне с Ливонией, исторически необходимой для России, ибо нужно было открыть стране нашей пути на Запад, поставить Московское государство в должные отношения с другими державами.

Смелые реформы Ивана, его большие военные предприятия обнаруживают в нем талант государственного деятеля и выдающегося полководца, и они показаны в фильме средствами большого искусства, в яркой и правдивой манере. Достоинство фильма в том, что подлинная, исторически верная картина России XVI века, с ее своеобразной архитектурой, с ее монументальным стилем, связанным с Византией, с высоко развитой музыкальной культурой и живописью — оживает во всем своем блеске.

Режиссер и автор сценария С.Эйзенштейн достигает большой выразительности благодаря размаху своей творческой фантазии и искусству создавать законченные картины, убеждающие яркой живописностью. С.Эйзенштейн минует частности и в крупном плане показывает борьбу тех сил, которые создают нарастающее историческое действие. Он смело оперирует эффектными драматургическими приемами, чтобы раскрыть главную тему фильма — как, подвергаясь суровым испытаниям судьбы, формируется и крепнет мощный характер Ивана Грозного, исполненного одной всепоглощающей страсти — укрепить державу Русскую.

Исторические события первого периода его царствования — победный поход на Казань, подготовка войны с Ливонией, — драматические коллизии личной его судьбы — измена Курбского, козни бояр, отравление царицы Анастасии — служат теми вехами, по которым проходит глубокая, мучительная, но и торжествующая жизнь его неуёмного и высокого духа... И цепь этих драматических событий передает впечатление о бурной, напряженной жизни русского народа в один из ответственнейших периодов исторического развития...

Молодой державе Русской приходится вести ожесточенную борьбу с внешними врагами, чтобы защитить цельность своей земли от всевозможных посягательств, заставить другие государства уважать свое достоинство.

Препятствием к этому государственному и военному подвигу царя Ивана была боярская измена. Не прибегая к подчёркиваниям и карикатуре, с реалистической убедительностью фильм показывает силы боярской реакции. Родовое спесивое боярство, не гнушаясь никакими средствами, пытается сорвать планы царя. Борьба ожесточает характер Ивана, но не лишает его глубокой нравственной силы.

Через весь фильм проходит идея преданности царя Ивана делу возвеличения Русского государства. Мудрый, дальновидный политик, обладающий широким кругозором и глубоко верящий в славное будущее Русского государства, Иван Грозный прилагает немало усилий, чтобы завоевать достойное международное положение для России. Великие военные предприятия, которые он проводит, возвышают Московскую державу.

Когда взволнованный, радостный и окрылённый счастьем молодой царь пирует на свадьбе, толпа, подстрекаемая боярами, врывается во дворец. Москва взволнована пожарами.

Артист Н.Черкасов очень тонко проводит сцену первой встречи царя Ивана с народом. Здесь, а также в прекрасно выполненной сцене с послами Орды уже чувствуется в юноше-царе взмах крыльев молодого орла.

После славного похода на Казань тяжело заболевает царь. Кажется, настал его последний час. Но и перед лицом смерти Грозный думает о будущем Россия.

В финале фильма мы видим уже не семнадцатилетнего юношу, каким он был во время венчания на царство. В Александровой слободе (куда удалился царь Иван) ждёт призыва народного суровый муж, выстрадавший свою глубокую думу о великой судьбе своей родины. И, как присяга на верность родине и народу, звучат его слова: «Ради русского царства великого».

Из ближайшего окружения царя выделяется фигура Малюты Скуратова (артист М.Жаров). Но образ Малюты Скуратова, как государственного человека, не нашел еще в игре талантливого артиста глубокого истолкования, не вышел из рамок жанрового рисунка. Мягко и лирично трактован артисткой Л.Целиковской образ царицы Анастасии, преданно любящей царя, поддерживающей Ивана в его планах, хотя артистка не сумела передать черты строгого и верного характера. Колоритна фигура Басманова-старшего в исполнении артиста Бучмы.

Силы враждебного царю боярства разработаны в фильме разнообразно, с сохранением психологической характерности действующих лиц. Вот несогласный с политикой царя Ивана по отношению к боярству молодой Колычев, решивший уйти в монастырь. Артист Абрикосов нашел в этой эпизодической роли черты крупного характера, который несомненно развернется в дальнейшем…

Князь Андрей Курбский (артист Названов) показан молодым, образованным, властолюбивым и коварным царедворцем. В сцене целования креста Курбский не оставляет никакого сомнения относительно своего лицемерного, предательского характера.

Воплощением боярской ненависти, злобы и властолюбия является в фильме боярыня Ефросинья Старицкая, характерный облик которой раскрыт артисткой С. Бирман скупыми и сильными средствами.

Не выпадая из монументального стиля всего фильма, играют артисты, создавая очень ровное ансамблевое исполнение. Почти все образы (даже самые эпизодические) словно написаны широкой кистью. Фигуры бояр, монахов, иностранцев, воинов, татар, людей из народа вылеплены с необычайным мастерством и живописной сочностью.

В фильме очень ярко показаны богатство и пышность двора Ивана, взятие Казани, поход царева войска на хана, подкоп под казанскую крепость, стремительная конная атака. Нельзя не отметить отличную работу операторов Э.Тиссе и А.Москвина.

Очень колоритно представлены сцены венчания царя на царство, его болезни и соборования, шествия народа в Александрову слободу по заснеженным подмосковным, полям... Исторический колорит этих эпизодов усиливают величественная музыка, написанная Сергеем Прокофьевым, и прекрасно звучащие хоры.

В наши дни великих побед, обеспечивших мировое признание могущества и величия нашей славной советской родины, фильм, правдиво рассказывающий о том историческом прошлом, когда впервые утверждалось достоинство державы Русской, не может не возбуждать глубокого волнения. Удача первой серии фильма заставляет нас с интересом ждать второй и третьей серий фильма.

Наша работа над фильмом


На-днях вышла на экран первая серия фильма, снятого мною по собственному сценарию. Работу над сценарием мы начали в 1941 г., еще до войны. В середине февраля мы приступаем к работе по завершению второй серии, в основном снимавшейся одновременно с первой, и летом надеемся выпустить ее на экран.

Работа над фильмом была исключительно сложной. Надо было решительно пересмотреть отношение к личности и исторической роли Ивана Грозного.

Создание крепкого централизованного государства вместо разрозненных и враждующих между собой феодальных княжеств было основной и главной задачей Ивана IV. Им закладывался фундамент громадной и мощной державы. За этот великий исторический шаг мы глубоко чтим память Ивана Грозного — одного из выдающихся государственных деятелей. Очень интересны оценки Ивана Грозного, которые были даны в течение двух веков. В частности. Петр Первый относился к нему с исключительным уважением.

Иначе относились к Грозному после царствования Петра I.

Потомки раздавленных Иваном феодалов, не желавших принять единодержавие, не гнушавшихся предательства, заговоров и тайно подготовлявших нападение на Россию западных соседей, вопили о жестокости и кровожадности московского царя. Крутые меры Ивана и беспощадная последовательность в защите интересов государства, вопреки боярскому своекорыстию и своевластию, истолковывались, как бессмысленная злоба и маниакальная кровожадность.

Но в основном мы обязаны искажением исторической перспективы все той же враждебной руке, которая чернит и разрушает все нам национально дорогое: руке немцев и предателей, не гнушавшихся союза с любыми врагами нашей отчизны. Основные источники, придававшие зловещие очертания фигуре Ивана, это — записки князя Курбского, изменника, перебежавшего к полякам; немцев — Таубе, Крузе и немца-опричника Штадена, втиравшихся в доверие московского царя и собиравших сведения для облегчения интервенции в русские земли.

Их писания, в основном питавшие прошлую историческую и художественную интерпретацию роли и образа Грозного, — это отнюдь не об'ективные «картины прошлого». Это — злонамеренные агитационные материалы, которые должны были служить средством разжигания ненависти к Москве, дискредитации ее в глазах Запада.

Характерно, что наиболее передовые и светлые умы XIX века высоко ценили историческую роль Ивана Грозного. Так относились к нему Пушкин и Лермонтов. Так относился к нему и Белинский в своей критике на «Русскую историю для первоначального чтения», нападавший на Полевого за то, что «у него Иоанн не гений, а просто замечательный человек».

Понадобилась победа Великой Октябрьской социалистической революции, чтобы окончательно и в должном свете, уяснить многообразную деятельность Ивана Грозного.

Еще задолго до Великой Отечественной войны наш народ все пристальнее вглядывается в свое прошлое. Уважению к своему прошлому нас неустанно учит товарищ Сталин. И ответом на эти устремления в области кино уже служит галлерея образов героических защитников и строителей нашего государства в прошлом. Так, у нас поставлены фильмы об Александре Невском и Петре Нервом, о Минине и Пожарском. Сейчас вышел фильм об Иване Грозном, который показан в картине прежде всего человеком своего времени.

Величие темы требовало монументальных средств оформления. На второй план уходили частности, и все подчинялось основной идее могущества России и великой борьбы за ее величие. Основные конфликты борьбы, в которых Иван терял родных и близких, — либо отходивших от него, не понимая его замыслов; либо боровшихся с ним из-за корыстных целей; либо погибавших рядом с ним в борьбе, — естественно, звали к формам трагедийным.

Так определялся стиль вещи, идущий в разрез со многими традиционными приёмами, к которым мы привыкли на экране, как зарубежном, так и нашем. Там обыкновенно исторический персонаж, исторического героя стараются сделать «общедоступным», представить его в чертах характера и поступках обыденных и общепринятых: в халате и ночном колпаке.

О царе Иване хотелось говорить иначе. В образе его хотелось прежде всего дать ощущение величественности, и это влекло к величавости форм. Речь становилась размеренной. Часто в речь вливается музыка, в диалог вплетается хор. На первый план поведения царя проступала одержимость основной идеей государственности.

Из характеристики других персонажей уходили мелочи, крупно прорисовывались основные черты, — прежде всего враждебность или преданность делу Ивана. Может быть, из-за этого отдельно взятые персонажи могут показаться несколько однобокими. Но в том-то и дело, что брать их нужно в целом, в общей взаимосвязи их с делом жизни Ивана, как нельзя выделять из сложного оркестра партию одного инструмента, ибо смысл их отдельных действий раскрывается лишь в общем взаимодействии. Нельзя их рассматривать и вне их пластического оформления и музыкального целого, в которое они погружены. В этом отношении нужно отдать должное глубокому чутью, с которым на решение проблемы создания трагедии шел и коллектив артистов, и замечательные мастера-операторы А.Москвин и Э.Тиссе, и С.Прокофьев, чья великолепная музыка до глубины вскрывает все оттенки трагедийного, внутреннего движения действия.

Все было устремлено к тому, чтобы донести до зрителя монументальную мощь российского государства. Поэтому разрастаются палаты, подымаются ввысь потолки, сверкают парча, мех, драгоценности, поэтому звучат мощные хоры древних духовных песнопений. Третьим Римом рисовалась Русь людям XVI века. На роскошь России того времени дивились иноземцы. И не кропотливого восстановления мелочей и документальных деталей искали мы в оформлении, а старались прежде всего уловить ощущение величия, мощи и силы Руси времен Ивана IV.

Сейчас закончен первый этап большого труда.

Работая над фильмом «Иван Грозный» в глубоком тылу, работая над темой далекого прошлого, весь наш коллектив жил одной жизнью со всей страной. Свой вклад в общенародное дело мы видели в том, чтобы всю свою любовь, все свои мечты и всю свою энергию вложить в то дело, которое было нам поручено, — показать на экране прошлое нашей страны и образ того великого человека, который горячо любил свое государство и ревностно отдавая ему свои силы, ум и волю.

Насколько нам удалось справиться с большой задачей, — скажет зритель. // С.Эйзенштейн

Б.Ромашов, «Известия» №29, 4 февраля 1945 года

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пушки, фарфор и перец

    Неожиданная встреча не сулила ничего хорошего португальскому капитану дону Жерониму ди Алмейде: четыре голландца с большими пушками против…

  • Сердиземноморский кладоискательский бум

    У охотников за подводными сокровищами Средиземное море еще сравнительно недавно считалось « бедным ». Ведь оно находилось в…

  • Призрачное золото «Черного Принца»

    Во время Крымской войны в Балаклавской бухте затонул английский паровой фрегат, на котором, по слухам, находилось золото, предназначавшееся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments