fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Воспитание бойцов нерусской национальности



В серьезном военном испытании, которое держит сейчас наша родина, еще более окрепла дружба населяющих ее народов. На борьбу с немецкими оккупантами поднялись советские люди всех национальностей, плечом к плечу сражаются они в рядах Красной Армии, героически защищая свое отечество.

Сын узбекского народа — красноармеец Рахманов в одном бою подбил из противотанкового ружья 6 танков. В части, где служит Рахманов, героически проявил себя также связист азербайджанец Хайрегдинов. Он был ранен, но продолжал передавать по телефону приказ командира. И даже тогда, когда вражеские танки подошли вплотную, Хайрегдинов оставался у аппарата.


Самоотверженно дерется с врагами красноармеец армянин Ераносян. Однажды, пробравшись в тыл врага, он подвергся нападению пяти гитлеровцев. Ераносян не растерялся и вступил с ними в единоборство. Ему удалось всех их уничтожить. А когда прибежали еще семь немцев, Ераносян пустил в ход гранату. Трое были убиты, остальные скрылись.

Тысячи бойцов узбеков, казахов, татар, грузин за доблесть и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждены орденами и медалями. Многие бойцы нерусской национальности, проявившие себя в боях за родину, вступили в ряды большевистской партии. Их заявления о вступлении в партию проникнуты беспримерной любовью к отечеству, жгучей ненавистью к врагам своей многонациональной родины. Вот что пишет азербайджанец Багиров в своем заявлении в партийную организацию:

«Огонь мести горит в моем сердце. Когда я убиваю немца, мне становится легче. Я помогаю Родине, помогаю измученным народам Украины и Белоруссии, временно попавшим в фашистское ярмо. Я всячески стараюсь приблизить время освобождения их народов из-под гитлеровского рабства. Прошу принять меня в ряды ВКП(б)».

Огромный патриотический под'ем бойцов нерусской национальности, проявляемый прежде всего в боевых делах, создает благоприятную обстановку для политической работы. Организуя политическую работу в частях и подразделениях, мы должны добиваться того, чтобы правдивое большевистское слово доходило до каждого нашего бойца, независимо от его национальности. Различие языков не должно этому препятствовать.

Во многих наших частях и соединениях накоплен большой и ценный опыт воспитательной работы с бойцами нерусской национальности. Большинство политотделов сумело подобрать неплохие кадры агитаторов, владеющих языками народностей СССР. Это — наиболее политически подготовленные товарищи и, конечно, примерные воины. Например, в соединении, где начальником политотдела тов.Шабанов, большой популярностью пользуется агитатор Бигбаев. Он знает несколько языков и умеет вести с бойцами задушевную беседу. Также хорошо и содержательно проводит беседы на армянском, грузинском и азербайджанском языках агитатор Сароян (Брянский фронт). Агитатор другой части узбек Торзулов повседневно читает своим землякам газеты и книги на родном языке, рассказывает о славных боевых традициях своей части.

В основу агитационно-пропагандистской работы среди бойцов нерусской национальности должно быть положено раз'яснение благородных и возвышенных целей народов Советского Союза в их борьбе с немецкими оккупантами. Надо подробно разобрать с ними принципы ленинско-сталинской национальной политики, изучить выступления товарища Сталина об отечественной войне, раз'яснить каждому военную присягу.

Большое значение имеет обсуждение бойцами писем, прибывших из родных мест. Известно, какой под'ем вызвали в частях письмо бойцам-узбекам от узбекского народа и обращение старейших представителей кабардино-балкарского и чечено-ингушского народов. Столь же большую воспитательную роль могут сыграть порой и индивидуальные письма земляков. Недавно в одну часть прибыло письмо от кабардинца Хашифа Архестова. Обращаясь к своему сыну-бойцу, старый Хашиф писал:

«Когда я с Красной Армией вошел в наше селение, то увидел много ужасов. Парторга Хакаулова повесили, бригадира Сушхова Наиба повесили. Твоих двоюродных братьев — пятилетнего Хасана и трехлетнего Хусея сожгли на костре. Половина населения расстреляна или повешена. Наш дом разрушен, сад вырублен. Вся деревня покрыта трупами мирных жителей.

Дорогой сын! Где ты воюешь, я не знаю, но знаю одно: у тебя большой грех на душе — ты пропустил немцев на Кавказ. Бей же их беспощадно! Не позорь семью, свой народ, звание воина-горца. Бей проклятых гадов, пока руки твои держат оружие и глаза видят врага!»

Много бойцов читало это письмо. Горю сынов Кабарды глубоко сочувствовали киргизы и грузины, русские и удмурты. Но главное в данном случае не только в сочувствии, главное в том, что все, кому довелось читать эти горестные строки, делали практические выводы для самих себя.

Среди бойцов нерусской национальности имеется немало таких, которые за долгие месяцы пребывания на фронте не получали ни одного письма и потеряли всякую связь со своими родными. В большинстве случаев происходит это потому, что сами бойцы не всегда могут правильно написать адрес домой по-русски и сообщить свой точный адрес. Политработники, а в особенности заместители командиров рот по политической части, не имеют права безразлично относиться к этому. Их обязанность всячески способствовать тому, чтобы письма от родных и товарищей получал каждый боец.

Хорошие в этом отношении примеры имеют место в соединении, где начальником политотдела тов.Горбонос. На помощь бойцам, не владеющим русской грамотой, здесь привлекли всех агитаторов. Очень часто по просьбе красноармейцев нерусской национальности агитаторы не только пишут адреса на пакетах, которые идут с фронта, но и вкладывают в каждый такой пакет конверты с обратным адресом фронтовика. В том же случае, если боец все-таки долго не получает ответа, политработники обращаются в местные органы власти с просьбой сообщить, как живет его семья, и, как правило, всегда добиваются результатов.

Немалую роль играет печатная пропаганда на родном языке. Одна из наших фронтовых газет выходит на русском, узбекском, казахском и татарском языках. Бойцы любят свою газету и тепло отзываются о ней. Всего газет на языках народов СССР у нас выходит свыше 30. Политуправление Северо-Западного фронта издает на национальных языках много брошюр, листовок, лозунгов. Здесь же изданы узбекско-русский и казахско-русский разговорники. Много литературы на национальных языках вылущено и на других фронтах.

Но, издавая газету, листовку, брошюры, наши политорганы должны проследить, чтобы эта литература попала по назначению, в руки тех бойцов и командиров, которым она предназначена. А об этом у нас порой забывают. И вот результат: в одну из рот соединения, где начальником политотдела тов.Михайлов, приходят 5 экземпляров фронтовой газеты на татарском языке, а в роте всего... один татарин. В то же время в соседних подразделениях газет на татарском языке нехватает. Надо покончить с механическим распределением литературы на языках народов СССР. Политорганы должны систематически изучать национальный состав частей. Они должны знать, куда и сколько послано газет, листовок, брошюр на национальных языках. Этого важного дела нельзя передоверять почтовикам. Иначе зря пропадает много сил, труда и средств.

Огромное воспитательное значение имеют также красноармейские митинги и собрания. Здесь бойцы всех национальностей теснее сближаются один с другим и дружба, рожденная в бою, еще более осмысливается, укрепляется. Когда на трибуну выходит боец и перед всей красноармейской массой выступает на своем родном языке, то говорит он не только от себя, но и от своего народа, к его словам прислушиваются и те, кто не знает языка.

Взволнованно говорил на митинге одной части Ленинградского фронта узбек Ишуб Атакул:

— Из далекого Узбекистана мы прибыли сюда, чтобы защищать славный Ленинград. Все мы любим этот город так же горячо, как свой родной кишлак. Здесь, у стен Ленинграда, мы защищаем Узбекистан. Так будем же, достойны своей священной миссии. Я призываю вас, братья, сокрушать ненавистного врага так, как этого требует от нас великий Сталин!

Принимая все меры к тому, чтобы улучшить агитационную работу среди бойцов нерусской национальности на их родном языке, мы должны коренным образом улучшить изучение всеми красноармейцами и языка великого русского народе. Русский язык, язык Пушкина и Горького, язык, на котором творил Ленин, должен стать близким и понятным для каждого воина Красной Армии. На русском языке говорит Сталин, обращаясь к армии и флоту, к гражданам нашей державы, по-русски издаются приказы в Красной Армии, подаются слова команды в бою. И нужно, чтобы каждый наш воин решил про себя:

Да будь я
и негром преклонных годов,
и то
без унынья и лени
я русский бы выучил
только за то,
что им
разговаривал Ленин.
(Маяковский).


Многие бойцы с охотой и усердием взялись за изучение русского языка. Татарин Каримов за короткое время при помощи своих друзей Гусева и Попова сравнительно неплохо научился говорить по-русски. Это помогло ему лучше изучить артиллерийское дело, и теперь он стал отличным наводчиком орудия. Узбек Нурматов, казах Меркаримов и татарин Ваганов за время пребывания на фронте научились читать и писать по-русски. Подобных примеров тысячи.

Однако кое-где политработники не придают этому делу должного значения. Дело вовсе не в том, чтобы организовать на фронте курсы русского языка и наладить регулярные занятия. Но каждый боец, знающий русский язык, должен обучать своего товарища говорить по-русски, используя для этого каждую свободную минуту.

Наши командиры и политработники обязаны так же подумать над тем, как лучше использовать каждого воина с тем, чтобы он отдал для победы над врагом лучшие качества той народности, в которой он вырос и воспитан. Не случайно ведь среди лучших снайперов Красной Армии выделяются красноармейцы-якуты, буряты, нанайцы, тунгусы, киргизы. Сейчас всей армии известны такие, например, товарищи, как Цирендаша Доржиев, Тогон Санжеев, Семен Номоконов, Киля, Пассир и многие другие. Они принесли на передовую линию огня навыки и сноровку таежных охотников, степных следопытов, не знающих устали в выслеживании и преследовании дичи, бьющих без промаха, точно в цель. В снайперском деле они полностью выявили дарования и опыт своего народа.

Многие бойцы-калмыки и киргизы великолепно действуют в конной разведке. И это понятно. Они знают и любят коня, с малых лет привыкли к седлу. Отличными разведчиками и проводниками в горах являются красноармейцы-горцы. Попадая в родную стихию, эти воины поистине творят чудеса, проявляя смелость, находчивость и неистощимую энергию.

Знание и изучение обычаев, нравов и особенностей быта народов СССР — обязательное требование ко всем нашим командирам и политработникам. Без таких знаний, без учета национальных особенностей каждого бойца трудно рассчитывать на успех в воспитательной работе.

Работа по воспитанию у бойцов нерусской национальности необходимых воинских качеств должна быть конкретной. Огульный подход здесь абсолютно недопустим. Всё, что до сих пор сделано в этой области нашими политработниками, партийными и комсомольскими организациями, — это только начало, первые шаги. Нам многое еще предстоит впереди. Нельзя смотреть на эту работу, как на очередную, скоро проходящую кампанию. Вопросами воспитания бойцов нерусской национальности надо заниматься систематически. Нужно добиться, чтобы директивы, лозунги нашей партии и приказы наркома обороны были бы правильно и доходчиво доведены до сознания каждого бойца — русского и нерусского. От этого во многом будет зависеть мощь наступательных ударов Красной Армии. // Генерал-майор М.Миронов.

М.Миронов, «Красная звезда» №12, 15 января 1943 года

Tags: История
Subscribe

  • Горсть земли

    Голос командира полка, обычно такой твёрдый и раскатистый, звучал из телефона возбуждённо и незнакомо: — Доложите обстановку. Скорее!…

  • Гвардии рядовой

    Майор — человек, по всей видимости, бывалый, собранный и, как все настоящие воины, немногословный — рассказывал о нём с…

  • Последний день Матвея Кузьмина

    Матвей Кузьмин слыл среди односельчан нелюдимом. Жил он на отшибе от деревни, в маленькой ветхой избёнке, одиноко стоявшей на опушке леса,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments