fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

США спешат на Луну



Соединенные Штаты спешат на Луну. Передо мной телеграфное сообщение: два пилота американских военно-воздушных сил помещены в специальный стальной контейнер. В нем создана обстановка, имитирующая полет на Луну и обратно. Пилотам придется путешествовать, не двигаясь с места, семнадцать дней. Делать нечего, и капитан Уэстфолл запасся учебником испанского языка. Капитан Гэнг решил освоить книгу о том, как делать деньги на бирже: Луна - Луной, а доллары нужны на земле.

В наше время дела земные и дела космические переплелись самым тесным образом. О том, как это выглядит в США, мне и хочется рассказать.

«ГАЛФ» ПРОНИКАЕТ В КОСМОС


Мы прилетели в Нью-Йорк в тот самый день, когда первый американский космонавт Алан Шепард совершил свой пятнадцатиминутный прыжок в космос. Американцы радовались успеху своего соотечественника. В аэропорту нас встречали американские коллеги-журналисты, и мы, разумеется, поздравили их с успехом Шепарда. Нам хорошо была понятна радость и гордость американцев. Ведь совсем недавно советские люди были охвачены законной радостью и гордостью в связи с первым полетом человека в космос, который осуществил Юрий Гагарин, облетев земной шар на корабле-спутнике «Восток».

Свидетели незабываемых событий на советской земле, мы теперь оказались свидетелями любопытных событий в США. Газеты печатали подробные отчеты о полете американского космонавта. Фотоснимки занимали целые страницы, аншлаги на первых полосах гласили: «США забросили человека на 115 миль в космос», «Замечательный полет», «Мы безмерно горды!».

Некоторые американские газеты опубликовали сравнительные данные о полете советского и американского космонавтов. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Джон Финни писал с мыса Канаверал: «По сравнению с полетом советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля вокруг земного шара 15-минутный полет в космос астронавта Алана Шепарда на высоту примерно 115 миль и на расстояние 290 миль от пусковой площадки, несомненно, был скромным и запоздалым прыжком в космос. Ракета, с помощью которой он был запущен, имеет мощь, равную всего лишь одной десятой мощи советской ракеты, а капсула составляла по весу лишь одну пятую веса кабины, в которой летел Гагарин. Полет продолжался всего лишь одну шестую часть времени полета Гагарина, а расстояние, которое пролетел Шепард, составляло примерно лишь 1/90 расстояния, покрытого Гагариным. Ввиду той шумихи, которая была поднята правительством, печатью, радио и телевидением, а также той гласности, которая окружала запуск, полет человека по проекту «Меркурий», очевидно, будет раздут и значение его будет весьма преувеличено»...

Джон Финни словно в воду глядел.

В тот день, когда американского космонавта торжественно встречали в Вашингтоне, мы сидели у телевизоров в Чикаго. Тогда я еще не привык к странным манерам американского телевидения, и чем дальше шла передача, тем больше удивляла она. Вот на аэродром прибывают родственники Шепарда, его друзья. Появляется виновник торжества. Поцелуи, приветствия, объятия, и вдруг на экране мчится автомобиль, тормозит у бензоколонки - не нужны ли вам услуги нефтяной компании «Галф»? Шепард идет к микрофону, произносит короткую речь, садится в вертолет, чтобы отправиться в Белый дом. И снова автомобиль у бензоколонки. Его ремонтируют: это опять усердствует компания «Галф».

Перед Белым домом бьет фонтан. Внезапно он затихает и исчезает, зато диктор дает волю своему красноречию. У входа в резиденцию президента - Кеннеди, его супруга, генералы и чиновники. Прибывают два вертолета с гостями. На третьем - Шепард. Президент поздравляет космонавта, хлопочут фотографы и кинооператоры. Приветствия, поздравления, суматоха. Президент забывает прикрепить к пиджаку Шепарда медаль, которой он был награжден. Все направляются на беседу к президенту, а в это время экран заполняют механизмы, добывающие нефть, - это снова вторглась реклама компании «Галф».

Так продолжается час за часом: волей судеб «Галф» и Шепард неразлучны и в Белом доме, и в конгрессе, и на пресс-конференции. И не только «Галф» приспособила американского космонавта к своим нуждам - это сделали сотни других компаний.

В газетах и журналах множество «космических» рекламных объявлений. Капсула в океане, огромный парашют над ней и подпись: «Историческая посадка. Америка принимает вызов. Фирма «Макдоннелл» - изобретатель и создатель космического корабля по проекту «Меркурий». Полет капсулы и надпись: «Как система фирмы «Хонивелл» контролировала полет космического корабля во время путешествия в космос и обратно. «Хонивелл» занимается военным производством. Конторы по продаже и обслуживанию во всех основных городах мира». Во многих газетах подробности полета Шепарда совсем затерялись среди колоссальных реклам электрокомпании «Эллис-Чалмерс», резиновой компании «Гудрич», нефтяной компании «Шелл», торговой фирмы «Мэйси» и других.

Все это выглядит странно, но уже через несколько дней жизни в Штатах убеждаешься в том, что это органическая часть американского уклада. Реклама словно стала частью воздуха, которым дышат американцы. Она преследует и мучает вас, как зубная боль, как насморк или расстройство желудка. Но американцы привыкли к этому, и мы, конечно, не собираемся осуждать их за такие порядки и обычаи.

СПЕКУЛЯНТЫ ЗА РАБОТОЙ

Беда, однако, в том, что дело не ограничилось рекламой. К своему огорчению, уже в первые дни после полета Шепарда мы увидели, что в США есть люди, которые пытаются нажить на этом деле не только доллары, но и кое-какой политический капитал. Некоторые из них с достаточной откровенностью дали понять, что они считают работы, проводимые в США по освоению космоса, отнюдь не научной проблемой, а оружием в «холодной войне», от которой эти люди никак не могут отрешиться.

Корреспондент «Нью-Йорк геральд трибюн» Р.Эванс-младший сообщал из Вашингтона 10 мая: «Соединенные Штаты собираются провести широкую и довольно искусную кампанию, цель которой подчеркнуть контраст между окутанным секретностью космическим полетом советского космонавта и полетом американского космонавта, совершенным в условиях гласности». Кампанию, сообщал корреспондент, будут проводить «информационные агентства за границей, американские военные командующие и другие официальные представители США».

И кампания развернулась. Естественно, ее участникам страх как не хочется признавать преимущества социалистической системы. Поэтому они склонны всячески рекламировать то, что они считают преимуществом своей системы, - «свободу», «отсутствие секретности» и так далее. Но такого рода реклама - это реклама товаров с гнильцой. И не мудрено, что поставщики ее то и дело оказываются в весьма затруднительном положении. Мы много беседовали на эту тему с американцами, чаще всего с журналистами. И они не пощадили своих коллег, которым так нравится маршировать под флагом «холодной войны».

- Я уверен, - сказал нам один из ведущих журналистов сан-францисской газеты, - что, если бы мы были впереди России в освоении космоса, мы не стали бы показывать по телевидению нашу работу. Мы похваляемся нашим «открытым обществом». Но если у нас нет секретов, то почему президент совсем недавно призывал наших редакторов быть бдительными и не раскрывать секретов?

Я был рад услышать эти слова от американского собрата по перу. Во время одного из телевизионных интервью в Чикаго мы задали тот же самый вопрос, отвечая на заявление об «отсутствии секретности» в США. И об этом вопросе нельзя было сказать, что он повис в воздухе: он был вырезан из записи и не попал в эфир. Предвидя такую возможность, мы даже поспорили с американскими журналистами, что именно этот кусок будет вырезан из передачи. Американцы уверяли, что это не случится, и проиграли пари. Вот вам и «открытое общество»!

В Америке, как и всюду, прекрасно понимают, что работа по освоению космоса - это большая, сложная, напряженная научная работа, а не зрелищное мероприятие, предназначенное для показа по телевидению. Конечно, придет время, когда мы будем смотреть по телевидению не только полеты космических кораблей, но и путешествия по лунным кратерам или каналам Марса. Но, право же, спекулятивные упражнения американских рыцарей «холодной войны» отнюдь не приближают это время!

ИНКУБАТОРЫ НЕВЕРУЮЩИХ

Гагарин в космосе, часы Гагарина, Иван русских, русские идутДолжно быть, не очень веря в то, что рассуждения о преимуществах американской системы над советской дадут нужный эффект, знаменосцы «холодной войны» не стесняются прибегать к другим, совсем уж смешным средствам. В «Чикаго дейли ньюс» нам попалась статья Элтона Блексли. Он писал: «Действительно ли Юрий Гагарин совершил полет вокруг Земли и стал первым человеком, побывавшим в космосе? Официальные лица и ученые США, могущие знать это лучше других, заявляют, что они уверены в этом и именно поэтому президент Кеннеди послал приветствия. Однако (что там ученые и политические деятели?!) скептики хором выражают сомнения».

Но скептиков не так-то много в трезвой Америке. Их пытаются создать искусственно. Некоторые газеты в США прямо-таки взяли на себя роль инкубаторов по производству неверующих. Они печатают на своих страницах рецепты скептицизма и искусственную пищу для него. Они повторяют давно высмеянные и разоблаченные вымыслы, обращаются за помощью то к богу, то к лингвистике. Например, одна из воскресных американских газет, изложив подробно, какой религии придерживаются американские космонавты и какие церкви посещают, писала: «Можно полагать, что, поскольку Юрий Гагарин член компартии, он атеист. Неизвестно, влез ли он в спутник потому, что у него тоже была вера, или потому, что его заставили это сделать». Нашелся какой-то скептик, который заявил, что слово «спутник» - совсем не русское, а немецкое...

Но такого рода упражнения явно не достигли цели. Это вынуждена была признать в передовой статье газета «Чикагос америкэн». Она писала, что читатели обращаются в редакцию с письмами, высмеивая скептицизм некоторых авторов. Газета пыталась убедить своих читателей, что в скептицизме - «здравый смысл».

Я не раз спрашивал американцев, для чего все это делается.

- Видите ли, - отвечали они, - у нас еще есть люди, которые не хотят считаться с фактами, они не хотят признавать, что СССР идет впереди нас в освоении космоса. И они пытаются помешать людям видеть правду. Я припоминаю, что, когда вы запустили первый спутник, у нас было много скептиков, которые не поверили в сообщение из Москвы. Но в тот же день мы увидели, чего стоил наш скептицизм: спутник пролетал над нами, издавая свое торжествующее «бип-бип». Теперь со скептиками хуже: кому охота выглядеть смешным? И уж если говорить откровенно, то в нынешнем искусственно создаваемом скептицизме кроется еще одно стремление: отвлечь внимание людей от некоторых неудач нашей внешней политики. Одним словом, вы производите спутники, мы скептиков...

НА БОРТУ ОДНОГО КОРАБЛЯ

Мы откровенно говорили нашим американским коллегам, что «холодную войну» давно пора кончить на земле и уж никак не стоит переносить ее в космос. И большинство из тех, с кем нам довелось беседовать, охотно соглашалось с этим.

В Сан-Франциско мы встретились с американцами на борту старого корабля «Балклута», поставленного на прикол и превращенного в музей. Это был прекрасный вечер. Мэр города Джордж Кристофер выступил с речью, в которой напомнил о пребывании Н.С.Хрущева в Сан-Франциско, а также о том радушном приеме, который был оказан супругам Кристофер в Советской стране, о встречах с советскими руководителями. Мэр вручил каждому из нас ключ города и сказал:

- Я думаю, что вы будете открывать ими нужные двери, что эти ключи явятся символом дружбы и, глядя на них, вы будете вспоминать свой приезд в нашу страну.

Мы выразили надежду, что вручение нам ключей Сан-Франциско не вызовет беспокойств среди жителей города: как-никак нас было одиннадцать коммунистов. Мы сказали, что намерены использовать эти ключи в полезных целях. А общая цель и советского и американского народов - мир.

Жизнь складывается так, что, несмотря на все различия, которые существуют между нашими странами и нашими народами, мы должны жить и работать на борту одного корабля - на нашей планете. «Балклута» отслужила свой век, она стоит на приколе и никуда не движется. А планета наша продолжает свое движение вперед, и этого тоже не следует забывать.

Мы можем и должны жить в мире и дружбе на одной планете, мы можем и должны совместными усилиями обеспечить мир на земле. А когда для журналистов придет время полететь в космос, мы тоже можем отправиться вместе, и пусть скептики от журналистики останутся прикованными к своим газетным столам с кляксами: рожденный ползать летать не может. // В.Маевский. (Спец. корр. «Правды»). Нью-Йорк - Москва. Июнь.

«Правда» №169, 18 июня 1961 года

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Русские идеи

    Так на практике была доказана справедливость расчетов выдающегося русского ученого К. Э. Циолковского. Еще в 80-е годы XIX века,…

  • Воздушные гиганты

    Ныне дирижабли классифицируют как матрасы — они бывают жесткими, полужесткими, полумягкими и мягкими. Причем не думайте, что это…

  • Первые дирижабли

    Французский инженер М. Менье еще в 1794 году, всего через год после того, как в небо поднялись первые монгольфьеры и шарльеры,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments