fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Смерть гонщика от Бога Айртона Сенны



В августе 2002 года итальянская прокуратура приняла решение прекратить судебное разбирательство по делу о гибели бразильского автогонщика Айртона Сенны. Обломки гоночного автомобиля и шлем спортсмена, который был на нем в момент катастрофы, уже настолько изучены криминалистами и экспертами Международной автомобильной федерации, что извлечь какую-нибудь новую информацию о той катастрофе не представляется возможным. Тем не менее причины трагедии до сих пор остаются тайной за семью печатями…


Имола, 29 апреля 1994 года, пятница. Свободные заезды. И первая катастрофа: гонщик команды «Джордан-Харт» бразилец Рубенс Баррикелло не справился с управлением и на скорости 290 км/час врезался в отбойник. В бессознательном состоянии его извлекли из автомобиля и доставили в госпиталь, где вскоре он пришел в себя. По счастливой случайности Рубиньо отделался сотрясением мозга средней тяжести, временной потерей памяти и переломом носа. Врачи прописали ему постельный режим, но в день соревнований темпераментный спортсмен появился в паддоке и провел гонку, сидя перед монитором компьютера… «Ни дня без аварии!» - таким можно было сделать рекламный слоган Имолы. 30 апреля 1994 года, суббота. Квалификационные заезды. Во время официальной квалификации - розыгрыше мест на старте - гонщик команды «Симтек-Форд» австриец Роланд Ратценбергер на выходе из поворота не справился с управлением своего болида и на скорости 310 км/час врезался в отбойник. Серьезно пострадавшего спортсмена доставили в реанимационное отделение центральной больницы города Болоньи. Но все усилия врачей на сей раз пропали даром - Ратценбергер умер, так и не придя в сознание.

1 мая 1994 года, воскресенье. Третий этап чемпионата мира по гонкам «Формулы-1». Сразу после старта гонщик команды «Лотус-Муген-Хонда» португалец Педро Лами врезался в «Беннетон-Форд» финна Юрки-Ярви Лехто. Удар был настолько силен, что обломки автомобилей перелетели через высокое проволочное ограждение и ранили девять человек. По решению спортивных комиссаров гонка была остановлена, дан повторный старт - последний старт в жизни Айртона Сенны.

Ровно через один круг его «Вильямс ФВ-16» срывается с трассы на повороте «Тамбурелло» и на скорости 320 км/час врезается в бетонную стену. Окровавленного Сенну в бессознательном состоянии извлекают из обломков и на вертолете отправляют в больницу. Во время перелета у него останавливается сердце, но врачи реанимационного отделения заставляют его биться снова. Тем временем гонка продолжается. И вновь авария! На 56-м круге гонщик команды «Минарди-Форд» Микеле Альборетто на выезде из боксов не справился с управлением и сбил несколько человек из обслуживающего персонала, при этом были тяжело ранены четверо механиков.

Гонка закончилась победой Михаэля Шумахера, вторым был Микеле Альборетто, а на третью ступень пьедестала поднялся Мика Хаккинен. А в это время в тридцати километрах от трассы умирал Айртон Сенна. На послефинишной конференции все ждали новостей из больницы, надеялись на чудо и верили, что Айртон будет жить. Но чуда не случилось - через четыре часа после аварии врачи констатировали смерть одного из лучших гонщиков XX века.

В первые дни после гибели «бразильского волшебника» итальянскими следственными органами было выдвинуто пять версий причины аварии.

Версия первая - ошибка пилота. Недовольный результатами первых двух гонок, Сенна, поглощенный борьбой с преследующим его Шумахером, увлекся, вошел в поворот на слишком большой скорости и не удержал свой «Вильямс» на траектории. В это трудно поверить - ведь на трассе в Имоле Сенна побеждал чаще всего.

Версия вторая - подвела трасса. Весной 1994 года покрытие автодрома полностью сменили. Дорогу еще не успели обкатать, она была скользкой, поэтому многие гонщики жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Но тогда катастрофа произошла бы сразу после ухода с трассы «пэйс-кара», который водил за собой пелетон все шесть кругов.

Версия третья - подвели шины. Ведь после столкновения Лами с Лехто конец стартовой прямой и вход в поворот «Тамбурелло» усеяли мелкие и острые осколки разбитых автомобилей, которые могли повредить покрышки «Вильямса» Сенны. Но после детального исследования шин машины комиссия пришла к выводу, что на них нет других повреждений, кроме как от удара о бетонную стену.

Версия четвертая - слабое здоровье гонщика. Ни для кого не секрет, что при управлении болидом «Формулы-1» возникают огромные перегрузки, особенно при разгонах и поворотах. Иногда даже случается кратковременная потеря сознания. Проверить это теперь невозможно. Не помогли и результаты вскрытия тела. Однако представляется невероятным, что такой тренированный спортсмен, как Айртон Сенна, упал в обморок на первом же повороте.

Версия пятая - поломка рулевого управления. После соревнований в Бразилии и Японии Сенна пожаловался на тесноту в кокпите «Вильямса». Для улучшения посадки гонщика было решено немного приподнять руль. Рулевую колонку разрезали и вставили внутрь трубку меньшего диаметра. Как потом установила экспертиза, она была тонкостенной и старой. В результате из-за сильной вибрации корпуса машины трубка могла треснуть в месте сварки. Если это случилось на самом деле, то Сенна крутил руль, не имея ни малейшей возможности изменить траекторию движения. Кроме того, на всех фотографиях места аварии четко виден рядом с разбитым корпусом кусок рулевой колонки. Эта версия самая правдоподобная. Да и камера, установленная на «Беннетоне» Михаэля Шумахера, ясно показывала, что машина Сенны не вписалась в траекторию, а пошла прямо на стену.

Несколько экспертных комиссий так и не пришли к определенным выводам. Высказывавшиеся мнения зачастую были диаметрально противоположными. Свои расследования проводили и родственники погибшего гонщика, и компания «Ллойд», которой пришлось выплатить страховку в размере 33 миллиона долларов. Но и они не смогли установить истинную причину аварии «Вильямса». Причина же смерти спортсмена установлена, хотя и не названа официально - стальной рычаг подвески вонзился ему в шею между шлемом и защитным щитком.

Специалисты установили, что рулевая колонка «Вильямса» была сломана. Причем сломана именно в том месте, где она подвергалась модификации по личной просьбе Сенны. Но ответить на вопрос, была ли ее поломка причиной аварии или только следствием, эксперты не смогли.

Дело закрыто, и вещественные доказательства по решению итальянской прокуратуры возвращены их номинальным владельцам. То, что осталось от машины, судебные власти передали команде Фрэнка Вильямса, а шлем вручили родным Айртона и представителю компании-изготовителя «Белл Рейсинг». В тот же день в Болонье он был уничтожен.

По поводу обломков автомобиля ходили разные слухи. Говорили, что печальная реликвия займет место в музее. Высказывалось даже кощунственное предположение, что команда продаст ее с аукциона. Однако обломки «Вильямса ФВ-16Б» ждала та же судьба, что и шлем. Владелец команды Фрэнк Вильямс заявил, что «машина уничтожена - и эта история окончательно завершена…»
(Материал Е. Павлова)
«100 великих загадок XX века», Николай Николаевич Непомнящий, 2004г.

Tags: История
Subscribe

  • Наследники пирата Дрейка

    Знаменитый пират XVI века Фрэнсис Дрейк оставил после себя огромнейшее состояние, которое, из-за отсутствия прямых наследников, поделили между…

  • Благодетель мужчин

    Будущий благодетель мужчин родился 8 июля 1885 года в семье деревенского лекаря. Рано осиротев, он оказался на попечении тетки, так что…

  • Панамская авантюра

    Панамский перешеек — самый узкий участок суши между Тихим и Атлантическим океанами. Неудивительно, что идея соединить водные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments