fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Опасные океанские существа



Однако не все крупные морские животные вели себя так мирно. Известны случаи нападения на людей и даже на мелкие суда, боты и плоты акул, барракуд, на китобойные суда и боты — раненых китов, нападения на людей гигантских осьминогов, кальмаров, скатов, мурен и прочих обитателей моря.

Раненый кит может повредить и даже потопить небольшое судно или бот. Однако для крупного судна он не опасен. Скорее наоборот, крупное судно опасно для кита. В 1932 г. пароход «Север», на борту которого находилось 400 пассажиров, следовал через Охотское море из Владивостока в Усть-Камчатск. Вахтенный штурман заметил, что на поверхности дремлют три кита. Чтобы предупредить их, он дал гудок и даже остановил машины. Два кита успели нырнуть, а один остался на поверхности и судно ударило его форштевнем. От удара судно задрожало, а кит погиб. У восточных берегов Камчатки в Тихом океане пассажирский пароход «Советский Союз» водоизмещением свыше 30000 т, следовавший из Владивостока в Петропавловск-Камчатский со скоростью 18 узлов, встретился с группой китов. Одного из них судно ударило форштевнем. От сильного глухого удара началась вибрация всего корпуса. Погибший кит был выброшен на побережье Камчатки.

С незапамятных времен известны легенды о гигантских осьминогах и кальмарах (кракенах), нападавших на суда и людей. Древнеримский натуралист Плиний Старший в 37-томной «Естественной истории» повествует о гигантском «полипусе», который опустошал рыбные садки. Людям удалось убить это ужасное создание и измерить его. Щупальца монстра достигали в длину 30 футов и вместе с головой весили 700 фунтов.

30 ноября 1861 г. французский военный пароход «Адектон» встретился между островами Мадейра и Тенерифе с огромным кальмаром. Его тело достигало в длину около 6 м, а щупальца были длиной 18–20 м. На красном теле животного резко выделялись два огромных зловеще сверкающих глаза. Корабль открыл огонь по чудовищу из пушек, но из-за сильной качки ни одно из десяти ядер не попало в цель. Приблизившись к животному, моряки вонзили в него гарпуны. Чудовище метнулось сначала к судну, а затем от него. Корабль преследовал его, но животное скрылось. Моряки оторвали от его тела кусок мяса весом около 20 кг. Зато судовой художник за время сражения (около 3 часов) успел сделать прекрасный рисунок, который хранится во Французской академии наук.


В 1891 г. в Бенгальском заливе на индийскую шхуну «Перл» напал гигантский головоногий моллюск и потопил ее. Свидетель кораблекрушения — капитан парохода «Стэтоуэн» — так описал это происшествие в газете «Таймс»: «10 мая за час до захода солнца мы увидели примерно в двух милях от нас небольшую шхуну, попавшую в штиль. Приближаясь к ней, рассматривали ее в бинокль. Спустя немного времени мы заметили на поверхности моря между шхуной и нами огромную бурую массу, напоминавшую кучу морских водорослей. Вдруг странный предмет или зверь начал двигаться, ударился о шхуну, шхуна заметно накренилась, затем выпрямилась. И сразу же ее мачты снова качнулись в сторону. Глядя в бинокль, я увидел огромное тело, которое вползло на шхуну, как бы обволакивая ее и срастаясь с ней, — лучшего определения не могу придумать. Мачты шхуны стали наклоняться в нашу сторону все ниже и ниже. Она опрокинулась. В течение нескольких минут она находилась на поверхности, а затем исчезла. Крик ужаса вырвался у всех, кто видел эту сцену».

Газета «Таймс» в том же номере привела рассказ капитана погибшего судна Джеймса Флойда: «Я был капитаном шхуны водоизмещением 150 тонн, с командой из шести человек. Мы шли с грузом в Рангун. 10 мая около 5 часов пополудни из воды медленно поднялась огромная масса в полумиле от нас со стороны левого борта. Она походила на спину огромного кита, но была менее поката и даже на расстоянии выглядела длиннее нашего судна. Казалось, она греется на солнышке.

— Что это? — закричал я своему помощнику.

— Разрази меня гром, если я знаю! Если бы не величина, цвет и форма, я бы сказал, что это кит, — ответил Том Скотт.

— И это не морская змея, — сказал кто-то из команды, — животное слишком круглое для змеи.

Я пошел в каюту, чтобы взять ружье. Как раз в тот момент, когда я приготовился стрелять, Билл Барлинг вбежал на палубу и, взглянув на чудовище, воскликнул, подняв руку:

— Осторожно, хозяин! Это кальмар, и он нападет на нас, если вы раните его.

Улыбнувшись в ответ, я выстрелил и попал в странного «зверя». На воде вокруг него образовалась сильная рябь, и он начал двигаться.

— Все наверх с топорами и ножами! — закричал Билл. — Отрубайте любую часть кальмара, которая покажется над бортом! Смотрите в оба, и да поможет нам Бог!

Я никогда не встречал это чудовище и ничего о нем не слышал, поэтому не представлял себе, насколько оно может быть опасным. Я не отдал приказания, да и бесполезно было. К этому времени трое из команды, в том числе и Билл, нашли топоры и одну заржавленную абордажную саблю и вели наблюдение за приближающимся чудовищем. Теперь было видно огромное тело, двигающееся рывками у самой поверхности воды, а за ним — круглый хвост. Удлиненное тело составляло по меньшей мере половину длины нашего судна. Хвост, возможно, имел 100 футов в длину. В то время, когда я собрался записать все это, зверь нанес удар. Мы услышали глухой звук, и судно задрожало. В следующее мгновение щупальца, похожие на деревья, схватили судно, и оно накренилось. Через секунду чудовище было на борту и протиснулось между двумя мачтами. Мы услышали крик Билла:

— Рубите ради своей жизни!

Но все наши удары не принесли пользы, так как «зверь» перекинул свое огромное тело через борт и потянул судно вниз, повиснув на концах мачт. Мы мгновенно очутились в воде. В течение нескольких секунд судно лежало вверх килем, затем заполнилось водой и пошло ко дну. Остальное всем известно».

Что касается крупных судов, то им кальмары не опасны. В декабре 1946 г. было опубликовано сообщение о нападении кальмара на норвежский танкер «Брунсвик» водоизмещением 15 тыс. т и длиной 150 м, который находился в районе Гавайских островов. Капитан судна Арне Греннингзетер рассказал, что огромный головоногий моллюск длиной более 20 м неожиданно вынырнул из глубины и нагнал судно, которое шло со скоростью 12 узлов. Затем он некоторое время плыл параллельно танкеру слева по борту в 30 м от него. Внезапно кальмар, обогнав судно, бросился в атаку и вцепился в его корпус, нанося по нему сильные удары. Стараясь удержаться на скользкой металлической поверхности танкера, моллюск охватил его своими щупальцами, достигавшими в поперечнике 20–25 см. Однако под действием встречного потока воды он начал соскальзывать назад к корме и попал под винт, который смертельно ранил животное. Позже в этом районе на «Брунсвик» дважды нападали огромные кальмары, развивая скорость до 24 узлов.

Самый крупный кальмар, который попал в руки человека, достигал 18 м в длину. Он был найден ньюфаундлендскими рыбаками в 1879 г. О величине гигантских головоногих можно судить по размерам шрамов от присосков, оставляемых ими на теле кашалотов. Установлено, что 15-метровый кальмар оставляет на коже кита следы от присосков диаметром 10 см. У некоторых убитых кашалотов были обнаружены такие рубцы диаметром 46 см.

Кальмары опасны для людей. В книге американского ихтиолога Эдварда Р. Ричиути «Опасные обитатели моря» описан случай нападения кальмара на человека. Кальмар длиной около 3,5 м был выброшен волной на борт океанского лайнера «Ка-рония». Оказавшись на палубе, кальмар схватил корабельного плотника, и тому пришлось отбиваться железным ломом. Несмотря на помощь нескольких человек, схватка продолжалась несколько минут, пока кальмара не убили.

Наверное, нужно сказать и о более мелких, но вместе с тем опасных для человека животных, встреча с которыми, особенно, если они многочисленны, может быть опасна для человека, потерпевшего кораблекрушение и находящегося, например, на спасательном плоту.

Французы назвали Коралловое море морем акул. Ныряльщики Вест-Индских островов куда больше, чем акул, боятся барракуд (морских щук). Обычно длина барракуд не превышает 2 м, но они крайне агрессивны, стремительны и вооружены длинными и очень острыми зубами. Среди обитателей Мирового океана есть и другие опасные для человека существа.

Благодаря Гольфстриму некоторые тропические организмы проникают летом сравнительно далеко на север и их можно встретить далеко от экватора. Типично тропическим видом является необыкновенно красивая сифонофора физалия, широко распространенная в Саргассовом море.

В мифах Древней Греции Медуза Горгона описана как крылатая женщина, на голове которой вместо волос растут змеи. Прозрачные студнеобразные существа, обитающие в морях и океанах, получили такое же имя не только потому, что у них есть щупальца, напоминающие змей, но и за то, что это щупальца со стрекательными капсулами, содержащими яд нервно-паралитического действия. Являясь как бы одной из дочерей мифической Медузы, сифонофора физалия имеет крестную мать — французского биолога Мари Физаликс. У сифонофоры физалии есть и другое название. За яркость окраски ее часто называют «португальским военным корабликом». Известно, что средневековые португальские каравеллы были ярко раскрашены, но по чистоте красок живая физалия превосходит окраску только что сошедшей со стапелей каравеллы. Она отливает на солнце голубым, фиолетовым и ярко-красным цветами. Еще у физалии, как и полагается кораблю, есть парус, напоминающий красочный воздушный пузырь. Физалия плывет под углом к ветру и нередко застревает в вытянутой по ветру полосе саргассов.

Вообще говоря, физалия — это целая колония организмов. Под пузырем у нее расположены полипы, обращенные ротовыми отверстиями вниз. У каждого полипа свое щупальце длиной до 30 см со стрекательными клетками. Когда плывет скопление физалий с развевающимися щупальцами, человеку очень трудно уйти от них. Прикосновение к телу вызывает острую боль и онемение пораженных участков. Известны случаи, когда люди, получив ожоги и потеряв сознание, тонули.
«Кораблекрушения», Николай Николаевич Трус, 1998г.

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Корабли науки

    Американские эксперты полагают, что, если к концу XXI столетия запасы нефти, газа, меди, олова, золота и других полезных ископаемых на суше…

  • Морские буровые

    Первые попытки добычи нефти со дна моря начались еще в третьем десятилетии XIX века. Однако лишь в 1949 году была создана автономная буровая…

  • Корабль снабжения «Витус Беринг»

    Известно, что в последние десятилетия развитие морского флота идет по пути создания специализированных судов – газовозов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments