fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Эпизод как бесчисленное проявление жизни





Студенты показали этюд: у роддома, в летнее утро.
- Допустим, это эпизод из современного фильма и вы его вот так разыграли… Это интересно?
- Нет, - нехотя соглашаются ребята.
- Почему?
Молчат.
- Потому что вы все играли одну тему… Какую?
- Ожидание. Переживание за тех, кто в роддоме.
- Переживание вообще! А можно этот этюд усложнить? Можно. Сегодня в сценариях на современную тему каждый эпизод нужен как бы для того, чтобы выстроить сюжет, решить проблему, обозначить конфликт и т. д. А вот Лев Николаевич Толстой говорил, что эпизод должен существовать сам по себе, отображая бесчисленное проявление жизни. А у нас намечается проблема - одна! Вводятся люди, всё подчинено этой проблеме, важной или неважной, не имеет значения. Никаких проблем! Очень важно, где происходит действие - двор, улица, где вход, калитка или ворота, где клумба, лавочка, если она есть, растут ли цветы… Нужны точные объекты внимания.

Что рядом с вами? Дом? Сколько этажей?
- Пять.
- Вы сейчас находились в одном темпоритме, выполняли одну задачу.
- Надо поставить перед собой конкретные задачи?
- Да. Кто вы? Что вы? Откуда? Почему? Вы задавали себе эти вопросы? У каждого ожидающего целый ряд приспособлений. Скажем, я молодой отец, родился ребёнок, по я ещё стесняюсь этого и хочу всем показать, что и здесь просто так, случайно. (Показываю.) У итальянцев в кино прекрасные массовки. Знаете почему? Сначала и съёмкам готовят каждого человека в отдельности, затем по группам, а потом всех вместе. И во всех случаях каждому актёру ставятся конкретные задачи и действия. Откуда кто пришёл? Куда пойдёт? Желает он ребёнка или нет? От любимой жены будет ребёнок или не от любимой? Все живут своей жизнью, а у вас все ангелы - страшно смотреть. Ну конечно, и многозначительность, надо же вносить сложность, а она не только и «переживательности» выражается. Большое возникает из малого.
В таких этюдах ни в коем случае нельзя уславливаться, приспосабливать партнёра себе. Скажем, я выйду и сделаю так, а ты эдак… Роли только можете распределить: медсестра, милиционер, дворник…
- «Скорая» может подъехать…
- Хорошо. Попробуйте разыграть этот этюд заново.
Студенты с азартом готовятся. Намечают, где вход, где скамейка…
- Приготовились?
- Да.
- Начали.
Во втором исполнении этюд получился интересный.
- Вот сейчас у вас что-то образовалось. А можно сказать, что в этом этюде было «как в жизни»?
- Можно.
- Для искусства этого достаточно?
- Да…
- Нет…
- Объясни.
- Чувствую, этого мало.
- Чтобы жизненное явление возвести в ранг искусства, нужно придать ему яркую сценическую форму. Одна только натуральность не может быть целью искусства. Актёр должен быть совершенно органичен, и чем дальше он ушёл от натурализма, тем выше он поднялся над обыденным и тем больше его заслуга.
Был великий актёр и режиссёр Алексей Дикий. Однажды он поставил пьесу по Лескову и сам в ней играл небольшую роль. Он пёк блины. И всё. Так специально приезжали из других городов, чтобы посмотреть, как он это делает. У него было необычайное сценическое Видение, и что бы он ни делал, всё становилось явлением искусства, которое должно быть неповторимым.
Устали? Перерыв.
Сергей Федорович Бондарчук – «Желание чуда»

Tags: Изречения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments