fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Восточный водный путь



...В один прекрасный день весной 1493 года все Португальское королевство всколыхнула весть о том, что отвергнутый Христофор Колумб (теперь уже "адмирал Западного океана") водрузил испанский флаг на Индийских островах!

Испанский соперник победил на первом этапе соревнования; по крайней мере, тогда еще думали, что достигнуты именно эти острова и берег Азии. Теперь уже и португальским кораблям надо плыть в Индию, любой ценой и как можно скорее! Подготовка ускорилась, были приложены огромные усилия. Нашелся наконец и подходящий капитан: в рискованный путь готов был отправиться Васко да Гама, отважный и многоопытный морской офицер.


Невероятно, непонятно, но факт: в это трудное, важное и опасное путешествие была послана флотилия всего из трех небольших кораблей с общей численностью команды в полтораста человек. 8 июля 1497 года флотилия Васко да Гамы покинула португальский берег.

Во время путешествия трех кораблей: "Сан-Габриел", "Сан-Рафаэл" и "Берриу" - офицерам и матросам Васко да Гамы приходилось нести невероятно трудную постоянную службу, почти превышающую человеческие силы. Волны швыряли легкие парусники, бури и морские течения играли ими. Уже одно то, что все три корабля держались вместе, не оторвались друг от друга безо всякой надежды снова встретиться в неведомом, открытом море, было великим достижением науки мореплавания и человеческого умения. Гниющие и вскоре совсем испортившиеся продукты, почти непригодная для питья вода отнюдь не способствовали хорошей кондиции команды. Под ударами перекатывающихся через палубу волн, задыхаясь от тропической жары, замерзая от пронизывающих ночных ветров, они нередко часами балансировали на снастях, работали с тяжелыми, раздуваемыми ветром парусами. Ни днем, ни ночью они не знали покоя - внезапные перемены ветра, подводные течения держали малочисленную команду в состоянии почти постоянной боевой готовности. Люди исхудали и ослабели; кожа и мышцы на их ладонях были стерты почти до костей грубыми канатами, пропитанными соленой водой. Если ослабевший матрос падал со снастей на палубу, он разбивался, если же в море - корабли не могли даже остановиться, чтобы спасти его. Суровые, полные испытаний дни тянулись бесконечной чередой.

Часы, за которые был достигнут и обогнут мыс Доброй Надежды, протекли на палубе трех кораблей не в торжественном настроении, а в тяжком труде. В неумолчном вое вихря звучали не тосты, а приказы, выкрики, ругань. Каждый из матросов в который уже раз проклинал минуту, когда он взошел на корабль, отправлявшийся на верную гибель.

Васко да Гама, человек с железными нервами и железной рукой, вел свою флотилию с непоколебимой уверенностью и требовательностью прежде всего к самому себе. Позволь он себе хоть минутную слабость - все было бы кончено. Опытный моряк знал, на что идет. И если ситуация складывалась сложнее, чем ожидалось, он не терялся. В конце концов удача, силы и знание принесли ему успех. Обогнув мыс, три корабля взяли курс на северо-восток, вдоль противоположного, неизвестного еще берега Африки; крохотная флотилия да Гамы дошла до Каликута, богатого индийского города, куда португальские купцы и путешественники раньше добирались лишь по суше.

Это была самая крайняя точка экспедиции, отсюда корабли Васко да Гамы повернули обратно.

В сентябре 1499 года, через два с лишним года после начала путешествия, в Португалию вернулся лишь один из трех кораблей, "Берриу". "Сан-Рафаэл" сел на мель, "Сан-Габриел" был так жестоко потрепан штормами, что его пришлось оставить в гавани Зеленого мыса.

Итак, давно желанный восточный водный путь был открыт. Это был длинный, опасный и утомительный маршрут, однако при всем этом он оставался самым выгодным для перевозок.

Успешное предприятие Васко да Гамы принесло португальской торговле огромные прибыли, королевству - расширение и упрочение колониальных владений, а науке - первую, почти точную карту береговой линии Африки.
Янош Эрдёди, «Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий», 1979г., (пер. Ксении Стебневой)

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В жаркий летний полдень

    В воскресенье я приехал на пляж. Это был комфортабельный речной пляж с вышкой для ныряющих, с зонтиками для тени, с длинным деревянным забором…

  • Честный шофер

    Я поднял руку. Такси остановилось. — Здравствуйте, — сказал я шоферу. — Мне, извините, недалеко — до Самотечной…

  • Свободный номер

    Я вошел в светлое здание городской гостиницы и, подойдя к окошку администратора, безнадежным голосом спросил: — Свободных номеров…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments