fan_project (fan_project) wrote,
fan_project
fan_project

Categories:

Самая результативная русская подлодка I Мировой войны




«Волчицу» заложили на балтийских стапелях 15 сентября 1913 года, это была четвертая и крайняя  подлодка серии «Барс». На воду корабль спустили 25 октября 1915 года.

Через полгода доработок и ходовых испытаний лодка вступила в строй. Как раз к этому времени на вооружение поступила усовершенствованная торпеда 45-15 (450 мм 1915 года), до этого на флоте использовались торпеды с маркировкой 45-12.

Лодка была оборудована двумя носовыми и двумя кормовыми 457-мм торпедными аппаратами, на палубе были установлены два орудия 37 и 57мм и один пулемет.


Командиром лодки стал потомственный русский моряк Иван Мессер, до этого ходившей на подлодках «Пескарь», «Аллигатор», «Белуга» и «Кайман».

На «Каймане» Мессер в 1915 году в проливе Оландсгаф захватил кайзеровский пароход «Шталек» и под прицелом орудий привел трофей на базу подлодок в финский порт «Мариехамн».

Команда «Волчицы» на 90% состояла из подводников, идущих в свой первый поход.

Вот как позже о выходе «Волчицы» на охоту вспоминал известный подводник Вадим Алексеевич Подерни:
«Последний привет товарищей, добрые пожелания командующего флотом, и мы выходим для следования в дальний путь, в чужие воды. «Волчица», так звали нашу подводную лодку, выходит на добычу. Что-то ожидает её, открывающую в этом году боевой сезон? Бросив последний взгляд на скрывающийся порт, мы как бы вступаем в мир иных переживаний. Все береговое отлетело. Весело стучали машины и радостно отзывались в нашем сердце. Каждый оборот винта приближал нас к желанной и долгожданной цели.
Когда мы легли на грунт, то, усевшись за стол, в ярко освещенной электрическим светом кают-компании, завели граммофон и принялись за чаепитие. Предстоящая операция нас волновала, и, несмотря на течение драгоценных часов отдыха, долго никто не ложился спать. Мы были накануне событий, и наше состояние духа я уподобил бы состоянию ученика перед выпускным экзаменом. И жутко, и весело! Еще бы! — мы первые в этом году отправляемся доказать немцам, что им придется считаться с русскими лодками. Что-то будет? Вместе с бравым и опытным командиром мы, новички (а таких было несколько среди офицеров), всячески обсуждали предстоящие возможности и поучались у него различным указаниям».


Рано утром 17 мая 1916 года «Волчица» вошла в Норчепингскую бухту и притаилась в засаде. В то время главной задачей русских лодок было торпедирование торговых судов транспортировавших из Швеции в Германию железную руду и металл.


Охота на транспортники была делом непростым.
Согласно приказам из Петербурга, российские моряки действовали строго по призовому закону: всплывали, останавливали транспорты, определяли по документам принадлежность судна и характер груза. Если командир понимал, что он имеет право потопить судно, он приказывал гражданскому экипажу сесть в шлюпки и покинуть транспорт.


Германские моряки шли на любые ухищрения, чтобы избежать такого досмотра, они закрашивали знаки на трубах, не поднимали флаги, маскировали фанерными щитами силуэты судов и даже устанавливали на палубах орудия для обороны.

Именно такой замаскированный транспорт — немецкий пароход «Гера» «Волчица» и встретила первым.

Вот как описывает остановку судна в своих воспоминаниях лейтенант Подерни:
«- Немец! - слышится сверху. - Всплывай! Сразу на душе становится возбужденно-весело. У всех в глазах пробегает огонек. Вот уже открыт люк, в него на шесте просунут сигнал по международному своду, приказывающий купцу немедленно остановиться. «Бум, бум», - слышатся орудийные выстрелы, сотрясающие корпус лодки, - это мы подтверждаем свой сигнал угрозой. Внизу все кончено, и я вылезаю наверх. Невдалеке от нас, с застопоренной машиной, стоит громадный купец, и на корме у него развевается только что поднятый германский флаг. - Попался, голубчик! - радостно и взволнованно восклицает командир».

Экипажу «Геры» позволили эвакуироваться, после чего «Волчица» потопила пароход торпедой.

Со второй целью, германским пароходом «Кольга», церемонились меньше. Остановившись после предупредительных выстрелов, судно внезапно бросилось наутек, и его потопили, попав торпедой точно в середину корпуса - как говорят подводники, «под трубу».

Пароход «Бианка», встреченный уже к вечеру был потоплен после эвакуации экипажа и пленения капитана.

20 июля в четвертом боевом походе подлодка «Волчица» потопила свой четвертый приз - груженный железной рудой транспорт «Дорита», и стала самой результативной подлодкой на Балтике в годы
I Мировой войны.

После революции «Волчица» стала «Батраком». С боевого дежурства лдоку сняли в 1925 году, передав ее для обучения курсантов подводников. В 1936 году боевую труженицу утилизировали.

Во время Гражданской войны Иван Владимирович Мессер служил в Белой армии. После разгрома беляков эмигрировал в США, где и скончался 16 декабря 1952 года.

Tags: История
Subscribe

  • Привидения российских императоров

    Помимо американских президентов призраки российских императоров тоже иногда проникают в наше пространство и время. Самый знаменитый из них…

  • Призраки американских президентов

    Самые известные призраки государственных деятелей прошлого – это, безусловно, призраки американских президентов. Правда, не всех, а…

  • Аккорды небесной музыки

    22 марта 1832 года в своем доме в Веймаре умирал 83-летний Иоганн Вольфганг Гёте. У изголовья умирающего собрались родственники и друзья.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments